Объявленному администрацией Буша (Bush) плану создания противоракетной обороны не хватает ясности по нескольким важным аспектам. Администрация заявляет, что она намеревается построить на Аляске для проведения испытаний новые пусковые установки для ракет наземного базирования. Однако она одновременно предполагает, что осуществление такого строительства может вылиться в развертывание (системы противоракетной обороны - прим. пер.), так как пусковые установки можно будет использовать для размещения предварительной системы обороны в ближайшие три-четыре года. Администрация также заявляет, что эти испытания в ближайшие месяцы дойдут до такой стадии, что станут противоречить Договору по ПРО 1972 года. Однако она не сообщает, что именно станет причиной нарушений, когда это произойдет, и произойдет ли это после внесения в Договор изменений, или же после одностороннего выхода США из него. Однако среди этой неясности существует вероятность того, что администрация будет разрабатывать и осуществлять развертывание противоракетной обороны без соблюдения двух самых важных условий успеха: без получения подтверждения работоспособности технологии до начала развертывания (системы противоракетной обороны - прим. пер.); и без достижения согласия с Россией и другими странами, которое будет способствовать тому, чтобы система укрепляла, а не подрывала глобальную стабильность.
Система противоракетной обороны, отвечающая этим условиям, будет важным дополнением к безопасности США и скорее всего получит широкую поддержку обоих партий в Конгрессе. Однако достижение этих условий может занять гораздо больше времени, расходов и дипломатических усилий, чем на это отвела в своих планах американская администрация, а некоторые высокопоставленные чиновники с раздражением отнеслись к этим требованиям. Развертывание частично эффективной системы, по их мнению, лучше, чем ничего. Они считают, что России нужно дать несколько месяцев, чтобы она могла выбрать между внесением изменений в Договор по ПРО или односторонним выходом из него США. Министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld), как и некоторые другие, говорит о противоракетной обороне как о чем-то срочно необходимом. Их мысль заключается в том, что угроза со стороны государств, разрабатывающих баллистические ракеты, настолько велика, что допускает отход от обычной практики тщательных испытаний оружия перед его принятием на вооружение, и пересмотр обычных представлений о том, что создание новой структуры безопасности с применением ядерных вооружений должно предшествовать разрушению старой.
Опасения г-на Рамсфельда не следует сбрасывать со счетов. То, что некоторые враждебные Соединенным Штатам государства работают над технологией баллистических ракет, правда. И все же, осуществляемые на кустарном уровне спорадическая деятельность Северной Кореи над созданием ракетоносителей дальнего действия, и активные, но менее продвинутые программы Ирана или Сирии вряд ли могут соответствовать чрезвычайной ситуации военного времени. Более того, проблемы, через которые Пентагон собирается перепрыгнуть, серьезны. Многие эксперты, включая членов комиссии, назначенной Пентагоном в прошлом году, заявляют, что все из имеющихся разнообразных вариантов систем противоракетной обороны имеют серьезные технические проблемы. Даже наземная система, прошедшая предварительные испытания в эту субботу, для размещения которой администрация начнет уже в следующем месяце земельные работы, еще не избавилась от проблемы, как различить настоящие ракеты от ложных.
В то же самое время администрация выдвинула смелые, если не сказать непроработанные, идеи об установлении нового стратегического взаимопонимания с Россией, которое могло бы затрагивать и наступательное и оборонительное ядерное оружие, а также сотрудничество в сфере распространения. Это очень важная и заслуживающая внимания инициатива. Однако администрации будет очень сложно обсуждать с недовольным российским правительством коренные перемены в структуре глобальной безопасности, а также убедить скептически настроенных европейских союзников и других ключевых участников, например, Китай, за те "месяцы", которые, как она говорит, остались до нарушения Договора по ПРО запланированными испытаниями. Опасность заключается в том, что поспешность администрации ввести в действие систему противоракетной обороны, и, таким образом, возможно, удовлетворить чаяния тех членов республиканской партии, кто сделал противоракетную оборону частью идеологии, приведет к односторонним действиям, которые вызовут недовольство союзников, подвигнут Россию и Китай на увеличение военного строительства, и в итоге закончатся ослаблением безопасности Соединенных Штатов. В настоящее время такая поспешность представляет собой большую угрозу, чем какая-либо баллистическая ракета.