Все последние усилия администрации США по продвижению своего проекта развертывания национальной системы противоракетной обороны могут оказаться напрасными. Газета пишет, что ни решительные заявления о готовности выйти из договора по ПРО, ни успешные испытания ракеты-перехватчика, не избавят администрацию от необходимости объясняться с конгрессом. Там ястребам Буша (Bush) разговор вести будет сложнее, чем с европейскими союзниками.
Американский президент сделал большую ставку и много выиграл. Джордж Буш (George Bush) может рассматривать запуск ракеты через Тихий океан не только как технологический успех в рамках своей программы НПРО, но и, в большей степени как политическую победу. В прошедшие дни министр обороны и государственный секретарь проделали подготовительную работу, которая должна была сломить внешнеполитическое сопротивление оборонительной программе. Успех в ходе испытаний вынуждает противников менять тактику. Однако одно совершенно очевидно: администрация Буша будет продолжать испытания и осуществлять планы по развертыванию системы. Политическое сопротивление она в случае необходимости будет просто игнорировать.
Министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) и государственный секретарь продемонстрировали накануне испытаний настоящее мастерство, разделяя технические и военные составляющие плана НПРО и, как никогда, ясно заявляя, что успех или неуспех испытаний ракеты не скажется на будущем программы. Невозмутимости действительно хватает. Рамсфельд решительно настроен существенно расширить масштабы испытаний уже в текущем году. Следует ожидать, что запуски ракет будут происходить каждые две недели.
Подготовительная работа политического характера началась в середине прошлой недели. Министерство обороны впервые выдало тайну о деталях своей программы испытаний и развертывания компонентов НПРО, включая информацию о строительстве испытательных установок на Аляске. Его заявление прозвучало с огромной долей жесткости. Заместитель министра обороны Пол Вульфовитц (Paul Wolfowitz) заставил цитировать себя, когда заявил, что подготовка к развертыванию НПРО может привести к нарушению американо-российского договора об ограничении числа баллистических ракет (договор по ПРО) уже "через несколько месяцев, а не спустя годы". Кроме того, Вульфовитц признал, что с юридической точки зрения вопрос с НПРО находится "в некоей серой зоне". Можно сказать, что юристы министерства к моменту объявления о начале реализации расширенной программы испытаний и строительства новых ракетных позиций ни разу даже не удосужились проверить, в какой же период времени произойдет нарушение договора по ПРО. Затем Вульфовитц спросил сам себя, в какой мере его волнует эта проблема, ответив затем: не волнует совершенно. "Мы идем курсом, который приведет к столкновению. Никто не утверждает, что наши планы созвучны положениям договора, - сказал он. - Иначе говоря, мы или выходим из него или применяемся к нему". Тем самым, Вульфовиц дал ясно понять, что политическое наступление его администрации в сочетании с испытаниями служит одной единственной цели: заставить Россию решить, желает ли она сохранить и если да, то в какой форме, договор о противоракетной обороне. Если Москва откажется от договора, Вашингтон это решение переживет.
Днем позже государственный секретарь Пауэлл (Powell) был несколько сдержаннее в этом откровенном шантаже. По согласованию с министерством обороны или с целью дистанцирования от него Пауэлл в одном из своих интервью взял примирительный тон. "Нам с русскими необходимы согласие, договоренность, договор или что-либо, что позволило бы нам продолжать работу на проектом НПРО". Пауэлл дал понять, что речь может идти о соглашении ниже порога существующего договора, однако министр сомневается, что договор сможет тогда быть ратифицирован в сенате.
Не менее запутанная ситуация - на внутриполитической арене, и у администрации есть весь интерес, чтобы не допустить, насколько это возможно, вмешательства конгресса. Прежде всего, непонятно, как министр обороны Рамсфельд собирается финансировать свою амбициозную программу. Конгресс, в первую очередь сенат, в котором большинство мест у демократов, с раздражением косится на различные военные проекты, посыпавшиеся как из рога изобилия со сменой администрации. Рамсфельд планирует ни много, ни мало провести крупнейшую в истории США реформу вооруженных сил, произвести большие изменения в стратегии их применения и оснащения вооружениями, а, тем самым, и в области военных закупок и, наконец, реализовать недопустимо дорогой проект НПРО, на который в бюджете пока не предусматривается выделение денег.
Специалисты в конгрессе разволновались еще больше, когда стало известно, что с реформой вооруженных сил, очевидно, не согласны многие люди из военного руководства. Планы кажутся генералам чересчур масштабными, к тому же они недостаточно посвящены в детали замыслов министра. По этой причине Рамсфельд, Пауэлл и их президент при всех технологических успехах и всей политической жесткости остаются в состоянии неопределенности: в конечном итоге, свое благословение на реформы и выделение денег будут давать сенаторы и депутаты, а для администрации открывать еще один фронт - это, возможно, уже чересчур.