17 июля 2001 года. Еще недавно Запад был бы встревожен перспективой заключения первого за многие десятилетия договора между Россией и Китаем. Но подписанный в понедельник российским президентом Владимиром Путиным договор с китайским председателем Цзян Цзэминем (Jiang Zemin) является поводом скорее для удовлетворенности, нежели для озабоченности. В интересах Запада, чтобы эти две ядерные державы, имеющие протяженную общую границу, сотрудничали между собой. В годы "холодной войны" их пограничные распри едва не привели к ядерному конфликту. В прошлом десятилетии отношения между ними несколько улучшились, однако характеризовались значительной путаницей, поскольку Москва в особенности была занята внутренними реформами.
Заключенный в понедельник договор является целеустремленной попыткой дать новый старт отношениям между двумя странами, хотя для преодоления многолетней взаимной подозрительности потребуются еще значительные усилия. Г-н Путин и г-н Цзян объединились отчасти благодаря своему страху перед США. Обе страны недовольны тем, что с момента окончания "холодной войны" США остаются единственной в мире сверхдержавой. Их озабоченность усилилась в результате того, что, судя по некоторым признакам, администрация Буша-младшего (George W. Bush), возможно, будет уделять еще меньше внимания проблемам сохранения многополярности в мире, чем предыдущая команда Билла Клинтона (Bill Clinton).
Участники московского саммита осудили план Вашингтона по строительству противоракетного щита Америки и его намерение отказаться от Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. Оба руководителя предупредили об опасности новой гонки вооружений. Западу следует серьезно воспринимать эту озабоченность. Хотя нет ничего плохого в том, что США разрабатывают новые оборонные технологии, им следует избегать делать это таким образом, чтобы провоцировать другие ядерные державы на увеличение своих ядерных арсеналов. Однако даже в своем неприятии противоракетного щита Америки эти страны демонстрируют, что разногласия между Москвой и Пекином сохраняются.
Г-н Путин ранее предлагал Вашингтону сотрудничество в деле создания ограниченного регионального противоракетного щита. Пекин эту идею не приемлет, поскольку его ядерный арсенал меньше, чем у Вашингтона или Москвы. России и Китаю будет трудно налаживать сотрудничество в другой важной области: в решении проблем Средней Азии. Обе страны выиграли бы от уменьшения напряженности, которая порождена бедностью, преступностью и исламской воинственностью. Но еще предстоит увидеть, как им удастся преодолеть многовековое соперничество и начать сотрудничать в деле укрепления стабильности в регионе. Пожалуй, самым многообещающим выигрышем от заключенного в понедельник договора станет укрепление экономических связей, которые пока очень слабы в сравнении со связями Китая и США. Первым плодом нового договора скорее всего станет увеличение поставок Китаю российского оружия. Однако руководители двух стран теперь должны сделать конкретные шаги в направлении расширения других сфер сотрудничества, особенно в области энергетики, где у России огромный потенциал, а у Китая - не менее огромные потребности.