17 июня 2001 года. Данные, полученные в ходе испытаний, еще предстоит полностью изучить, однако Пентагон докладывает, что прошедшие в эти выходные испытания в рамках противоракетной обороны завершились успешно, придав тем самым небольшой, но своевременный толчок имеющей проблемы программе. Во второй раз из четырех попыток прототип перехватчика сбил и уничтожил ракету с неснаряженной боевой частью над Тихим океаном. До того как надежная наземная система будет готова к вводу в действие, будет необходимо провести еще много испытаний. Эти испытания должны будут проводиться в более реальных условиях, в которых ракета будет сопровождаться большим количеством ложных целей, предназначенных для уведения перехватчика от настоящей ракеты. В субботнем испытании использовалась всего одна ложная цель.
Этот период испытаний должен быть использован для попыток достижения нового взаимопонимания с Россией, что позволило бы изменить или приостановить действие Договора по ПРО 1972 года и развернуть ограниченную противоракетную оборону, предназначенную для отражения атак со стороны стран с непредсказуемыми режимами. Этот путь предложил недавно государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) в интервью газете The Washington Post.
В идеале должны быть испытаны и другие оборонительные технологии, в том числе системы, предназначенные для поражения ракет противника сразу после запуска, когда они наиболее уязвимы. Согласно ныне действующему тексту Договора по ПРО допускаются испытания только наземных систем. Россия и Китай в подписанном вчера в Москве соглашении призвали к сохранению Договора "в его нынешнем виде". Однако российский Президент Владимир Путин благосклонно говорил о системах, поражающих ракеты на стадии их разгона, и, возможно, захочет изменить Договор, с тем чтобы стало возможно проводить испытания таких систем. Администрация Буша должна проработать эту возможность на встречах на высоком уровне с российскими официальными лицами в течение ближайших нескольких месяцев.
Системы, поражающие ракеты на стадии их разгона, имеют несколько очевидных технологических и дипломатических преимуществ. Они нацеливаются на ракету противника, когда скорость той еще относительно низка, когда она не окружена ложными целями и когда ее легко проследить по факелу ракетного двигателя. Ракеты-перехватчики, будь то наземного или надводного базирования, должны будут располагаться очень близко к тем специфическим странам, от которых и предстоит защищаться, и не будут представлять угрозу мощи ракетных сил других стран, например, России или Китая.
Однако у этих систем есть и существенные недостатки. Приказ о запуске перехватчика должен будет отдаваться командирами на местах практически сразу после старта ракеты противника, что оставляет мало времени на консультации с Вашингтоном. Разработка и испытание данных систем может занять многие годы.
Даже если Москва и согласится на испытание систем, поражающих ракеты на стадии их разгона, Вашингтон должен продолжать прилагать усилия по совершенствованию наземных систем. Пройдут годы до того, как технологии позволят создать надежную систему, способную защитить американские города от ядерной ракетной атаки. По этой причине администрация не должна торопиться разорвать Договор по ПРО.
В эти выходные президент Буш встретится с президентом Путиным на встрече глав индустриально развитых стран в итальянском городе Генуе. Завтра госсекретарь Пауэлл встречается с министром иностранных дел России Игорем Ивановым. На следующей неделе советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) поедет в Москву, а встреча министра обороны Дональда Рамсфельда (Donald Rumsfeld) со своим российским коллегой ожидается в ближайшем будущем. Эти встречи должны использоваться для разработки способов расширения границ испытаний без отказа от преимуществ договора о контроле над вооружениями, который уже несколько десятилетий помогает сдерживать угрозу, представляемую ядерным оружием.