Ребекка Джонсон (Rebecca Johnson) - исполнительный директор, Acronym Institute for Disarmament Diplomacy
17 июля 2001 года. Они вышли из Киотского договора, но я ничего не сказала, потому что думала, что глобальное потепление не отразится на мне лично. Затем они выбросили на помойку договор по противоракетной обороне, но я ничего не сказала, потому что это было устаревшее двустороннее соглашение 30-летней давности. Затем они поставили личные, коммерческие интересы выше претворения в жизнь и проверки выполнения договоров, запрещающих химическое, биологическое и токсинное оружие, но я ничего не сказала, потому что оружие такого рода слишком сложно для освещения в средствах массовой информации. Затем они поставили под угрозу договор о запрещении ядерных испытаний, но я ничего не сказала, потому что Соединенные Штаты являются нашим важным союзником, которого я не хотела обижать. Затем международные режимы контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового поражения рассыпались┘
Поначалу американцев это не заботило, ибо разве правительство не обещало им окружить всю страну суперсильным полем, преодолеть которое не сможет никакой террорист и никакая ракета? А далее в Неваде возобновились испытания ядерных головных частей новых типов, чтобы повысить поражающие возможности противоракет и ракет, предназначенных для уничтожения заглубленных в землю сооружений противника.
Индия только того и ждала - а вскоре за ней последовал и Пакистан, - чтобы ринуться в испытания боеголовок для своих ракет, что привело к усилению напряженности в Кашмире и вдоль границы с Китаем. Ничем более не ограничиваемый, Китай возобновил собственные испытания и ускорил выполнение программы модернизации и наращивания своего, не очень крупного, ядерного арсенала. Несколько неохотно за ними последовала и Россия. Москва прекратила все дальнейшие сокращения своих вооружений и приостановила совместные программы в области повышения безопасности своего, все еще многочисленного, ядерного арсенала и объектов ядерного оружия.
Не прошло и нескольких лет, как договор о нераспространении ядерного оружия оказался также отброшенным. Многие правительства, осуществлявшие программы в области атомной энергетики, занялись разработкой ядерного оружия, тогда как другие правительства стали оснащать свои ракетные системы оружия головными частями, снаряженными бациллой сибирской язвы или зарином (высокотоксичное отравляющее вещество нервно-паралитического действия- прим. пер.) - так, на всякий случай. Большинство этого не желали, но чувствовали себя обязанными это сделать из опасения, что их соседи поступают именно так. Региональные ссоры быстро разрослись в крупные международные проблемы. Союзнические структуры стали рушиться в атмосфере взаимной подозрительности и обвинений. Бурная гонка вооружений распространилась и на космос, угрожая военным космическим системам разведки и наблюдения, равно как и гражданским системам спутниковой связи, телевизионного вещания и навигации. Никто не знал, кто что держит за пазухой.
Сдерживание путем устрашения оказалось выхолощенным, так как расчеты аналитиков оборонных проблем выявили существенные преимущества упреждающего удара. В этой пронизанной страхом атмосфере всеобщего недоверия и опасения за свою безопасность кто-то решил нанести удар первым. А потом было уже поздно что-то говорить. Республиканцам к тому времени еще не удалось создать работоспособную систему противоракетной обороны.
Подобный сценарий конца света не так уж и фантастичен. Седьмого июля нынешнего года газета "The New York Times" сообщила, что президент Буш-младший (George W. Bush) хочет добиваться отмены всеобъемлющего запрета на ядерные испытания. Неделей ранее администрация США попросила свои атомные лаборатории посчитать, как быстро после девятилетнего моратория могут быть возобновлены ядерные испытания. Если г-н Буш-младший выйдет из договора о запрещении ядерных испытаний или нарушит мораторий на ядерные испытания - установленный совместно с Китаем, Россией, Великобританией и Францией - то тем самым он совершенно определенно нарушит соглашения, достигнутые в мае прошлого года, когда 187 стран мира договорились о мерах по укреплению договора о нераспространении оружия массового поражения.
Договор о запрещении ядерных испытаний - не устаревший инструмент "холодной войны", но фундаментальное средство предотвращения новых связанных с ядерным оружием дестабилизирующих явлений. На протяжении нескольких десятилетий повсюду, от Арктики до Тихого океана, от европейских столиц до пустыни Невада, люди участвовали в маршах протеста, направляли петиции, выходили на демонстрации и даже заплывали или заезжали на территорию испытательных полигонов. Многих посадили за решетку, а некоторые даже пожертвовали своей жизнью, пытаясь остановить правительства обладающих ядерным оружием стран, которые загрязняют наши океаны и сушу радиоактивными выбросами в результате ядерных взрывов, проводимых с единственной целью - сделать "более хорошие" ядерные бомбы.
Потребовались три напряженных года, чтобы завершить переговоры о всеобъемлющем запрете на ядерные испытания. Этот договор несовершенен. Но, никакой продукт компромисса никогда и не бывает таковым. Система контроля и проверки соблюдения условий договора проработана очень детально, однако и ее также пришлось создавать с учетом приемлемости, в политическом и финансовом смыслах, для всех стран-участниц. Не удалось договориться о закрытии и демонтаже известных испытательных полигонов или запрещении лабораторных испытаний, которые, по заявлениям правительств обладающих ядерным оружием стран, необходимы для обеспечения безопасности и надежности складского хранения (в ожидании выполнения других принятых по договору обязательств, предусматривающих полную ликвидацию ядерных арсеналов) ядерного оружия. Однако договор все-таки запрещает все испытательные ядерные взрывы во всех средах.
Индия запаниковала, потому что договор грозит лишить ее всех ядерных опций. Она отказалась подписать договор, а затем в мае 1998 года провела серию испытательных ядерных взрывов. Ее примеру последовал Пакистан, чтобы доказать, что тоже способен производить ядерное оружие. Но и при таких обстоятельствах договор сохранился. Никакое правительство не сочло для себя возможным продолжить испытательные ядерные взрывы, а это значит, что доступные им опции дальнейшего совершенствования ядерного оружия были ограничены.
Г-н Буш-младший ступил на очень скользкий путь, чреватый опасностью для будущего граждан даже самой передовой в военном отношении нации. Приглушенный ропот не поможет нам сохранить безопасность. Пора в полный голос заявить свой протест.