Американский Лас Вегас может вполне оказаться в роли украинского Чернобыля. Противники создания крупнейшего в США ядерного отвала, и, не в последнюю очередь, заправилы игорного бизнеса, бьют тревогу. А Вашингтон успокаивает их тем, что поручил ученым разработать специальные символы для будущих жителей Невады, чтобы люди, которые за 10 000 лет, возможно, забудут английский язык, знали, что приближаться к горе опасно.
Гора Юкка, что в южной части Невады, возвышается над неосвоенным регионом. С ее высоты, не превышающей жалкие 1500 метров, можно рассмотреть лишь пару небольших запыленных дорог, которые, кажется, ведут в никуда. Однако ни одна из гор в США не обследуется столь тщательно. Мало, кто из политиков в далеком Вашингтоне, не знает о горе Юкка. Здесь должен быть построен единственный в США полигон ядерных отходов, чтобы сделать реальностью ядерные планы президента США Джорджа Буша (George Bush). Новая администрация дала понять, что она намерена дать атомной энергетике после 20-летнего периода стагнации новую жизнь. В представлениях Буша атомные электростанции являются экологически чистым источником энергии. При этом он постоянно ссылается на то, что США срочно нужны дополнительные объемы электроэнергии, чтобы в Калифорнии свет горел не за счет других районов страны.
В настоящее время в США работают 103 атомные электростанции, которые покрывают 20 процентов потребностей в электроэнергии. После аварии на Трехмильном острове в 1979 году строительство таких станций было приостановлено. Буш намерен начать строительство новых электростанций, но прежде он должен решить извечную проблему: что делать с ядерными отходами, которые сегодня чаще всего складируются на территории станций? Согласно планам администрации, в глубине горы Юкка, в длинных штольнях, прорытых в ней, предполагается разместить на период 10 000 лет 70 000 тонн ядерных отходов.
Министерство энергетики вложило в исследование региона уже 6 млрд. долларов США, ссылаясь при этом на оптимальные условия для реализации проекта: удаленное местоположение, сухой климат, низкий уровень почвенных вод, что делает излишней их откачку из штолен. В качестве преимущества района рассматривается также незначительная плотность населения, в связи с чем, вряд ли, можно ожидать каких-либо акций протеста. И, тем не менее, протестующие есть. Союз из числа местных политиков, фермеров и владельцев казино из расположенного в 150 километрах игорного рая - Лас Вегаса активно выступил против создания ядерного отвала. Их поддерживают природоохранные организации, которые говорят о том, что гора уже давно не представляет собой надежное место для хранения ядерных отходов, как это утверждает министерство. Есть разломы земной коры, вызванные землетрясениями, существует, пусть и небольшая, вероятность того, что в районе однажды проснется какой-то из вулканов. Однако главную опасность защитники окружающей среды усматривают в необходимости транспортировки отходов через все США. Хранилище стало бы местом притяжения крупнейших в истории страны транспортных потоков с ядерными грузами. Центр ядерной информации напоминает, что отходы в случае реализации проекта пришлось бы везти через территорию 43 штатов. Защитники окружающей среды говорят о "Чернобыле на колесах".
Несмотря на растущее сопротивление, у противников проекта в Неваде мало шансов выстоять в борьбе с его лоббистами в Вашингтоне. Правда, в начале июня с изменениями в расстановке сил в сенате в пользу демократов ситуация изменилась. Так, сенатор от штата Невада Гарри Рид (Harry Reid) - ярый противник проекта возглавил подкомиссию, которая контролирует бюджет министерства энергетики. Но то, что сенат сможет заблокировать планы, в этом все сомневаются.
Решение Буша ожидается в ближайшие месяцы. Потом будет приниматься решение, превращать ли жалкую гору на последующие 10 000 лет в строго охраняемую зону. Администрация уже поставила задачу антропологам разработать символы, которые бы позволяли населению Невады хорошо представлять себе опасность приближения к горе. Это на тот случай, если люди того времени, чем черт не шутит, будут говорить не на английском, а на каком-то другом языке.