У президента США с выполнением обещанного - большие проблемы. Не потому, что он необязательный человек. Просто в своих действиях он повязан Конгрессом, где в большинстве - отнюдь, не его сторонники. Надо решать вопрос с системой противоракетной обороны, а для этого не обойтись без того, чтобы хоть как-то не ублажить русских. Можно было бы пообещать им приоткрыть американский внутренний рынок, но позволит ли это сделать Конгресс?
Американскому президенту Джорджу Бушу (George Bush) тоже пришлось прочувствовать отсутствие конъюнктуры. Профицит государственного бюджета, который достиг в этом году рекордной отметки, начинает таять. За последние полгода эксперты снизили ожидаемые показатели на текущий год с 275 до 200 миллиардов долларов США. Буш, возможно, мог бы легко достичь важных внешнеполитических целей, таких, как начало новых переговоров по поводу американо-российского договора по ограничению арсенала ракет стратегического назначения (договор по ПРО). Но за это он должен пообещать русским, открыть доступ на огромный американский внутренний рынок. Однако на нынешнем этапе экономической слабости промышленность США обладает лишь ограниченным возможностями, чтобы подыгрывать президенту. Она, в большей степени, требует повышения таможенных пошлин на товары зарубежного производства, настаивает на запрете импорта дешевой стали, которая, между прочим, поступает из России, и требует сделать что-то с сильным долларом, чтобы ослабить конкурентоспособность иностранной продукции.
Действия Буша в сфере сохранения климата на планете, в частности, отказ от подписанного в Киото протокола о сокращении выбросов в атмосферу двуокиси углерода, были бы, с другой стороны, почти невозможным явлением, если бы у страны как раз сейчас не появились кратковременные проблемы с энергоснабжением. Но зато американский президент может использовать возможность, чтобы продемонстрировать свое доброе отношение к промышленникам. Отказ Буша от киотского протокола был с его стороны не только излишним актом: он и без того в любой момент мог бы привести в свое оправдание негативное отношение Конгресса. Своим шагом он нанес политический ущерб самому себе. Между тем, у себя дома Буш старается избавиться от клейма губителя окружающей среды. Однако в Генуе он собирается выступить против предложений стран "восьмерки" о более интенсивной работе над новыми источниками энергии.
Одна из важнейших задач американцев на встрече "восьмерки" - это смягчение позиции русских, которые недовольны планами развертывания раскритикованной системы противоракетной обороны (НПРО). Ее развертывание в той форме, в какой это представляют себе Буш и его администрация, идет однозначно вразрез с подписанным в 1972 году бывшим Советским Союзом договором по ПРО, который позволил, в свое время, остановить гонку вооружений двух сверхдержав. Буш придерживается точки зрения, что договор устарел и больше не соответствует сегодняшним реалиям, когда русские и американцы больше не враждуют и являются друзьями. Однако русские продолжают дожидаться доказательств дружеских чувств. Одним из них могла бы стать интеграция России в западный союз в сфере политики безопасности, другим - улучшение доступа на западные рынки. На худой конец, готовится прием России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Однако встает вопрос, насколько дееспособным будет Буш в Генуе в действительности. В частности, сейчас он может много обещать, но не может ничего гарантировать, поскольку он не набрал еще того авторитета, который позволял бы ему свободно принимать решения в сфере торговых соглашений. Эту свободу действий должен предоставить ему Конгресс. Буш, в частности, поставил перед собой в качестве важнейшей цели - заполучить доверие Конгресса еще до начала очередного саммита по вопросам мировой торговли в ноябре месяце. После изменений в расстановке сил в сенате, где теперь в большинстве демократы, а не республиканские сторонники Буша, сделать это будет еще труднее. Даже если Буш заработает необходимый авторитет, свои просьбы ему придется оговаривать большими уступками демократам. Последние все активнее настаивают на введении антидемпинговых правил, а также на соблюдении в торговых договорах стандартов, касающихся защиты окружающей среды и труда, что заметно усложнит для Буша ведение переговоров.
Ко всему растет внутриполитическое давление, которое оказывают на администрацию противники глобализации. Участники движения протеста, которое зародилось в Америке, намерены громко заявить о себе и в Генуе. По крайней мере, их акции привели к тому, что американцы внесли 200 млн. долларов США в новый фонд Организации Объединенных наций по борьбе со СПИДом, чтобы продемонстрировать свою ответственность перед международным сообществом.
В Геную едет ограниченно годный президент.