Новый договор "о дружбе и сотрудничестве" между Россией и Китаем, подписанный в понедельник президентами Владимиром Путиным и Цзян Цземинем (Jiang Zemin), не является признаком возврата к "холодной войне" с Соединенными Штатами. Однако он представляет собой попытку России и Китая усилить свои позиции в будущих дипломатических отношениях с Вашингтоном. Треугольная дипломатия возвращается, правда, в новой форме и с уменьшенной стратегической значимостью.
Во времена "холодной войны" Америка и Россия были двумя сверхдержавами, однако Китай являлся ключевым фактором в их отношениях. Та трехсторонняя стратегическая геометрия объясняла неофициальный союз между Вашингтоном и Пекином, который начал существовать во время правления администрации Никсона (Nixon). США и Китай сблизились друг с другом, одинаково опасаясь советской военной мощи и агрессивной политики Кремля. Однако Вашингтон, даже обихаживая Пекин, пытался улучшать отношения с Москвой.
Сегодня Соединенные Штаты являются единственной мировой военной и экономической сверхдержавой. Россия и Китай, стремясь повысить благосостояние своего населения, жизненно зависят от торговых и иных отношений с Америкой. Ни Россия, ни Китай не могут представлять угрозу обычной военной мощи США. Однако обе эти страны с беспокойством относятся к глобальному размаху американской внешней политики, и этим договором они устанавливают хотя бы символический барьер беспрепятственному американскому доминированию.
Новый договор обязывает Россию и Китай урегулировать споры между собой мирным путем, консультироваться друг с другом по поводу возникающих угроз, и препятствовать каким бы то ни было попыткам третьих стран вмешиваться в суверенные дела этих двух государств. Текст договора полон претензий к политике Америки, хотя ни одна из подписавших его сторон не намеревается прерывать дипломатические отношения с Вашингтоном.
Китай продолжит прилагать усилия к вступлению во Всемирную Торговую Организацию и к укреплению экономических связей с Соединенными Штатами. Россия, как дал понять г-н Путин после своей первой встречи с президентом Бушем (Bush) в Словении, будет продолжать переговоры с Вашингтоном по вопросам противоракетной обороны, сокращения ядерных вооружений и другим взаимоважным аспектам.
Однако военное вмешательство Вашингтона в Ираке и на Балканах, поддержка расширения НАТО к границам России и разговоры о создании противоракетного щита помогли подтолкнуть Россию и Китай ближе друг к другу.
Американцы рассматривают противоракетную оборону как способ защиты себя от ядерной угрозы со стороны стран с непредсказуемыми режимами, таких как Северная Корея, Ирак и Иран. Россия и Китай опасаются, что развитие новых оборонительных технологий может когда-нибудь поставить под удар их собственные ракетные силы дальнего действия. Они также боятся, что, при наличии ядерного щита, Вашингтон более спокойно будет вмешиваться в дела тех регионов, где они также имеют свои интересы, например в Персидском заливе или на Корейском полуострове.
Москва и Пекин были недовольны вторжением НАТО в Косово в 1999 году, предпринятым для защиты этнических албанцев от преследований со стороны сербских властей. Они боятся, что такие же аргументы когда-нибудь могут быть применены по отношению к политике Китая в Тибете или действиям России в Чечне.
Хотя ни Россия ни Китай не являются сверхдержавами, обе эти страны важны. Когда американская политика затрагивает их интересы, как в случае с противоракетной обороной, или расширением НАТО (что тревожит Россию), Вашингтон должен проводить тщательные консультации, а не просто действовать согласно своим предпочтениям и распорядку. Если не принимать Россию и Китай в расчет, это может вызвать опасное возмущение и отдалить их от Вашингтона, направив друг к другу.