На борту "Клавдии Еланской". Эта часть океана стала могилой для несчастных. Вода - серая и неумолимая, погода переменчивая и непостоянная, готовая в любую минуту ухудшиться. Ничто не говорит о могиле, находящейся под толщей вод.
Почти год спустя после того, как затонула российская подводная лодка "Курск" со всеми 118 членами экипажа на борту, целый флот гражданских и военных судов появился на месте катастрофы. Перед участниками операции стоит задача - поднять "Курск". В течение двух последующих месяцев водолазы должны просверлить отверстия в корпусе подлодки, укрепить в них специальные крюки и поднять "Курск" с морского дня.
Одновременно с проведением операции по подъему подлодки и тел погибших моряков российская сторона намерена сохранить в тайне причину гибели "Курска". С самого начала Кремль предпочитал видеть причину трагедии в столкновении с иностранной подлодкой, несмотря на то, что независимые специалисты были единодушны в том, что причиной катастрофы стал взрыв некондиционной торпеды.
Задача операции выглядит дерзкой, трудной и опасной. Российские власти и западные компании, выполняющие подъемные работы, планируют поднять 14000-тонную подлодку с двумя ядерными реакторами на борту, наполненную торпедами и крылатыми ракетами. Редко операция подобной степени сложности выполнялась в таких угрожающих условиях.
Один из путей установления причины катастрофы: изучить передний отсек, где произошли взрывы, предопределившие судьбу "Курска". Однако эту часть планируется отрезать и оставить на дне морском.
Руководство ВМФ заявило о том, что поднимать подлодку вместе с неотделенным первым отсеком опасно и обещает поднять его в следующем году. Но эта операция будет выполняться исключительно российской стороной без помощи иностранцев, которые могли бы в таком случае получить представление о важнейшей части подлодки.
"Моряки считают своим священным долгом определить причину, вызвавшую катастрофу, - сказал вице-адмирал Михаил Моцак, начальник штаба Северо-Западного флота, с капитанского мостика эсминца "Североморск". - Мы намерены продолжать работать в данном направлении, независимо от того, поднимем ли мы подлодку с передним отсеком или без него".
Другие видят другой подтекст в отделении первого отсека. "Это возможность скрыть причины трагедии", - считает контр-адмирал в отставке Юрий Сенатский, во времена существования Советского Союза считавшийся главным специалистом по подъему судов. Он заявил об этом в мае, когда правительство обнародовало свои планы по подъему "Курска", оценивающиеся в 80 миллионов долларов.
Скептицизм получает все большее распространение в северном порту Мурманска среди части моряков, находящихся на военной службе и их семей. "Они говорят, что на этот раз расскажут правду, и каждый готовится выслушать ложь, - говорит Игорь Архипченко, офицер, отвечающий за связи с общественностью. - Никто не верит в официальную версию катастрофы".
"Курск" был наиболее современной атомной подводной лодкой в российском флоте до тех пор, пока два взрыва во время августовских учений не оставили его лежать на морском дне. Последовавшая драма привлекла внимание мировой общественности: российские официальные лица давали невнятные ответы. Президент Владимир Путин не вернулся из отпуска и отказался от помощи иностранных спасателей, затем изменил свое решение и принял предложение британских и норвежских спасателей, но было уже слишком поздно. Правительство распространило ложную информацию, начиная с даты катастрофы и шансов экипажа на спасение и заканчивая фактом контактов с его членами, ставшими заложниками обстоятельств.
Один раз усилия спасателей уже не увенчались успехом. Водолазы пытались достать тела погибших, но после того, как подняли 12 тел, вынуждены были прекратить операцию из соображений безопасности. Вместе с телами было найдено две записки, из которых стало ясно, что после взрывов уцелели 23 моряка. Позже они стали жертвами отравления одноокисью углерода. Одна из записок недвусмысленно указывала на причину катастрофы: взорвавшуюся торпеду.
На этой неделе Путин не выразил никаких сожалений по поводу своего поведения сразу после катастрофы. "Качество моего погружения в эту проблему не зависело от моего географического местонахождения", - сообщил он в интервью итальянской газете Corriere della Sera. Касаясь вопроса о задержке помощи, он так же отметил, что "если бы действовали иначе, даже если бы в этот же день начали обращаться за помощью к иностранным партнерам, оставшихся в живых членов экипажа все равно спасти бы не удалось".
Теперь по мере приближения к самой операции по подъему тел погибших моряков Кремль намерен восстановить свой чуть пошатнувшийся политический имидж. С его подачи была организована поездка журналистов к месту катастрофы "Курска", которая должна продемонстрировать новую политику открытости - даже в том случае если норвежское правительство и защитники окружающей среды остаются в стороне.
На месте катастрофы, которое находится в 100 милях от Мурманска, сегодня находится шесть судов, включая два военных судна, два корабля с оборудованием для работы под водой, плавучий госпиталь и норвежский корабль для поддержки водолазов Mayo. Вчера рано утром в рамках подготовки к операции по подъему подлодки было закончено исследование переднего отсека и прилегающих к нему участков морского дна. При этом, по словам официальных лиц, там не было обнаружено торпед, а уровень радиации был оценен как не выходящий за "пределы нормы".
Официальные представители ВМФ надеются на то, что после катастрофы ядерные реакторы "Курска" находятся в безопасном состоянии, но тем не менее собираются удалить их из воды, дабы предотвратить возможные неприятности. "Первая и главная причина подъема "Курска" состоит в том, что на дне Баренцева моря находится полностью заправленный горючим ядерный реактор, хотя его состояние не вызывает опасений", - сообщил Моцак по радио со своего корабля.
Потенциальную опасность представляют не только реакторы. Хотя солнце и не заходит здесь в это время года, даже летом здесь не в диковинку густой туман, сильные ветры и мощные волны. Непогода разражается буквально в мгновение ока. Тем более, что на борту "Курска" находятся 23 крылатые ракеты и такое же количество торпед. Одна крылатая ракета была выпущена во время учений, остальные 22 по-прежнему находятся на борту.
"Существует список 10 факторов, которые могут стать причинами серьезных проблем", - говорит Томас Нильсен (Thomas Nilsen), представитель норвежской организации Bellona, специализирующейся на защите окружающей среды. "Они приведут всю подлодку в более нестабильное состояние, чем то, в котором она находилась до сих пор и сделают операцию более опасной. Мы считаем, что нужно торопиться, но не спешить. У меня есть ощущение, что они спешат".
Официальные представители правительства отрицают это. Принимая во внимание диктат погодных условий, ограничивающих временные рамки проведения работ, они заявляют о том, что должны работать быстро, но не пойдут ради этого на компромисс. "Российская сторона, - по словам Моцака, - готовится выполнить обязательства перед Mammoet по обеспечению безопасности работ".