Самые экономически развитые страны мира, объединившиеся в так называемую "семерку", два года назад были вынуждены поставить к своему столу приставное кресло для России. Теперь - это уже "восьмерка". Логика поведения богатеев понятна: чего доброго, слабый, но хорошо вооруженный сосед вдруг "наедет" и станет навязывать им свою "крышу". Лучше, если он будет под присмотром.
В Генуе президент России Владимир Путин сможет передать наилучшие пожелания из Москвы: от главы китайского государства Цзян Цзимина (Jiang Zemin). Перед самым отъездом Путина на саммит "восьмерки" он совершенно случайно оказался в России, чтобы подписать там договор о дружбе. Таких случайностей перед встречами Путина с руководителями западного мира становится все больше. Перед прошлой встречей на Окинаве Путин сначала побывал в Китае и Северной Корее. Дорога на встречу с президентом Джорджем Бушем (George Bush), на которую он отправлялся в Любляну в июне, привела его в Шанхай, где он вместе с китайцами, казахами, киргизами, таджиками и узбеками клеймил позором американские планы по созданию системы противоракетной обороны.
Путин действует строго по плану, в том числе и что касается его временного графика. Президент исключительно заинтересован в Западе, но в то же время он не против показать, что Россия оставляет за собой все варианты. Однако это не произведет большого впечатления на глав государств и правительств семи ведущих индустриально развитых государств, собирающихся в Генуе. Так, два года назад в Кельне "семерка" стала официально именоваться "восьмеркой", однако Россия по-прежнему продолжает играть в клубе богатых второстепенную роль. Она, конечно, может сидеть за столами этого клуба, но лишь в качестве бедного, зато хорошо вооруженного родственника. В то время, как другие говорят о деньгах, России мало что есть сказать.
Избавиться от роли просителя
Путин при этом хотел бы на этот раз рассказать, что Россия переживает сегодня "небывалый за последние 30 лет" экономический подъем". Его страна делает очень много для своей политической и экономической модернизации, подчеркнул Путин в своем выступлении по итальянскому телевидению. Поставщик энергоносителей - Россия имеет прибыль от высоких цен на нефть и на этот раз прибудет на саммит не в роли просителя. В большей мере, Путин надеется услышать в Генуе слова поддержки, что касается стремления России стать в 2002 или 2003 году членом Всемирной торговой организации (ВТО). Русские знают, что на саммите это будет второстепенной темой.
Центральной задачей с российской точки зрения должен стать вопрос стратегической стабильности. Спустя лишь несколько дней после удачных испытаний в США, проводившихся в рамках создания системы противоракетной обороны, Путин снова будет предостерегать от развертывания новой гонки вооружений и говорить о необходимости сохранения договора по ПРО. Президент России вполне может поднять вопрос о своей последней разоруженческой инициативе. Ею предусматривается, что пять ядерных держав, являющиеся членами Совета безопасности ООН - Россия, США, Франция и Китай - должны сократить к 2008 году свой атомный арсенал с нынешних 14 000 до 4 000 боеголовок.
Однако Россия хотела бы избежать впечатления, что ее интересуют лишь одни разоруженческие проблемы, а не весь спектр, затрагиваемых на встрече "восьмерки" тем. "Мы вступили в этот клуб не из соображений престижа. Наша позиция зарекомендовала себя. Работа в рамках "восьмерки" стала важным шагом на пути к многополярному миру", - сказал представитель министерства иностранных дел Александр Яковенко. Россия, по его словам, хочет играть важную роль в "международных делах". Напротив, определенные российские дела в Генуе не найдут никакого внимания, например, война в Чечне. Путин сможет там, ничего не опасаясь, выступить в роли поборника демократии и правового государства. Итальянским журналистам он выдал секрет: "Я бы не стал объявлять вне закона противников глобализации".