Вопреки первоначальным утверждениям об успешном испытании элементов национальной противоракетной обороны, проведенном на прошлой неделе, Пентагон признал, что не все прошло гладко. Действующий в рентгеновском диапазоне радар, установленный на атолле Кваджалейн, откуда была запущена ракета-перехватчик, не смог зафиксировать поражение учебной цели.
Радар, являющийся ключевым элементом системы неоднозначно оцениваемой системы ПРО, выдал ложные данные о том, что ракета-перехватчик промахнулась по мишени. Пентагон, сообщив об этом, попытался принизить важность этой неудачи и объяснил ее ошибкой в программном обеспечении компьютера, соединенного с радаром. "Это не большая проблема", - заявил Рик Ленер (Rick Lehner), официальный представитель Управления противоракетной обороны (Ballistic Missile Defense Organization) Пентагона. "Компьютер просто не справился с потоком информации. Требуется всего лишь модификация программного обеспечения". Пентагон заявил, что не обнародовал тот факт, что радар не сработал как следует, поскольку "он не вызывает тревоги".
Между тем это тревожит аналитиков в области обороны. Они говорят, что неспособность радара верно определить, была ли поражена цель, не такая уж несерьезная проблема. Помимо идентификации боеголовок и их имитаций радар-прототип стоимостью $100 млн. должен определять, требуются ли запуски дополнительных ракет-перехватчиков, если цель не была поражена первой. По мнению аналитиков, нынешняя неудача стала наглядной иллюстрацией того, что самая амбициозная и дорогостоящая военная программа (по оценкам она может обойтись в $300 млрд.) страдает от чрезмерной технической сложности. "Я расцениваю это как один из крупных вызовов программе создания НПРО", - заявил Филип И. Койл (Philip E. Coyle), бывший глава Управления испытаний и оценки Пентагона. "Полагаю, что проблема решаема, однако остается вопрос: что делать, если в будущем придется столкнуться более сложными проблемами? На их решение может потребоваться значительное время".
Испытание, проведенное на прошлой неделе, стало четвертым по счету в рамках программы по созданию противоракетной обороны. Первое из них, проведенное в октябре 1999 года, было расценено как успешное, хотя критики указывали, что оно было чересчур упрощенным. Второе - в январе 2000 года - провалилось: ракета-перехватчик не попала в цель. Третье тоже не увенчалась успехом: боеголовка не смогла отделиться от разгонного блока ракеты.