Вашингтон, 17 июля 2001 года. Этим летом вам придется поискать хорошие экономические новости в самом маловероятном из мест. В нынешнем году тучи в экономике портят настроение тем, кто любит блаженно загорать на солнышке. Столь желанного роста стоимости акций на фондовой бирже пока не произошло в большинстве стран мира. Япония и страны Тихоокеанского региона снова сползли к застойному состоянию. Европа на грани спада. Финансовый кризис угрожает экономикам латиноамериканских стран. А последние тенденции в производстве и занятости в США прямо указывают на спад.
Есть ли хоть лучик надежды? Да, и он появился в самом маловероятном из мест: в России. Где? Да, в России, где сегодня фондовый рынок имеет наилучшие показатели. Джо Сталин должно быть переворачивается в гробу.
По мнению основателя теории "ориентированной на предложение экономики" Артура Лаффера (Arthur Laffer), бывшего советника (президента США) Рейгана (Reagan), капитализм, наконец-то, пришел в Россию. В своей недавно опубликованной статье этот калифорнийский экономист указывает, что с 1 января 2001 года российская налоговая система - невероятно сложная, имевшая сильно прогрессирующую шкалу, которая препятствовала росту - была заменена взимаемым по единой ставке (13%) налогом. На очереди отмена корпоративных налогов.
Когда кандидат в президенты США Стив Форбс (Steve Forbes) в 1996 и в 2000 годах доказывал необходимость введения взимаемого по единой ставке налога, Соединенные Штаты его не слушали. Однако президент России Владимир Путин, кажется, обладает отличным слухом и значительным даром предвидения. Что же такое знает г-н Путин, чего не знают противники снижения налогов вроде Лионеля Жоспэна (Lionel Jospin) во Франции, Дзюнитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) в Японии и американского сенатора Тома Дашла (Tom Daschle)? Ответ прост. Заложенные в систему налогообложения побудительные мотивы влияют на экономическое поведение. Если налоги на какой то вид продукции снижаются, то объем продукции возрастает. Если налоги повышаются - продукции становится меньше. Между ставками налогов и экономическим ростом существует обратная зависимость.
Снизив ставки налогов на рабочую силу, продукцию и капиталовложения, Россия может сегодня похвастаться 40-процентным годовым ростом стоимости акций на фондовой бирже. В сравнении с Германией (падение на 10%), или с Японией (падение на 13%), или с США (падение на 11%) Россия совершенно неожиданно выглядит довольно-таки хорошо. Прекратив облагать чрезмерными налогами те самые средства производства, о которых постоянно разглагольствовали Маркс и Ленин, Россия сегодня имеет более высокие темпы экономического роста, что позволяет ей достичь высокого профицита бюджета. Внешние долги выплачиваются, а душителям прогресса из Международного валютного фонда в Москве был дан от ворот поворот. Неизменно снижавшийся курс рубля стабилизировался, а темпы инфляции начали снижаться.
На внешнеполитическом фронте Россия также выглядит уверенной. Пол Крейг Робертс (Paul Craig Roberts), бывший чиновник министерства финансов в администрации Рейгана, предлагает увлекательное новое видение американо-российских отношений. Г-н Робертс считает, что в период после "холодной войны" Европейский союз не будет другом США и даже может стать врагом. Он ссылается на то, что Европейский союз становится бюрократическим, чрезмерно зарегулированным супергосударством, приводит в пример его постоянное нытье о необходимости перехода на новую валюту евро и грубые антиамериканские выпады в отношении президента США Буша-младшего (George W. Bush), а также протекционистские антитрастовские меры Европейского союза, которые защищают европейский бизнес от рыночных тягот, выпадающих на долю лучших американских компаний. Иными словами, еврократы стоят на неправильных исторических позициях.
Г-н Робертс приходит к заключению, что Соединенным Штатам следует заключить новый альянс с Россией, базирующийся на взаимных экономических и политических нуждах. В своей недавней статья он вопрошает: "Какая внешнеполитическая цель может быть более достойной, чем помощь России в деле превращения в демократическое капиталистическое государство?"
Быть может, усилия Буша-младшего в направлении сближения с Россией отражают его более глубокое и более значимое политическое видение, чем хотят нас заставить верить его критики. Возможно, умные головы из пригородов Вашингтона, как левые, так и правые, в этом вопросе ошибаются. Возможно, прав был г-н Буш-младший, когда сказал, что Россия нам не враг.
По возвращении из своей недавней поездки в Санкт-Петербург и Москву ведущий ток-шоу Джон Маклафлин (John McLaughlin), настойчиво доказывая, что США могут иметь дела с г-ном Путиным, дошел до того, что американо-российский альянс позволит ограничить растущую угрозу со стороны Китая. Мне это слишком напоминает никсоновский "треугольник силы", тем не менее это интересная мысль. Капитализму в российском стиле предстоит еще долгий путь, чтобы стать настоящей мировой силой. Предстоит решить вопросы дальнейшего дерегулирования, легализации прав собственности, большего уважения прав человека и свобод средств массовой информации - и многие другие вопросы. Но похоже на то, что мы можем вести дела с Россией, причем вести их в американском стиле.
Во время предстоящей встречи "Большой Восьмерки" в Генуе, Италия, министр финансов США Пол О'Нейл (Paul O'Neill) и министр торговли США Дон Ивэнс (Don Evans) возглавят делегацию американских руководителей бизнеса, которая имеет намерение внести практический вклад в дело продвижения России к свободному рынку и демонтажа российской бюрократической машины.
Возможно, пока еще рановато рекомендовать американским инвесторам вкладывать все свои полученные при выходе на пенсию средства в российские акции, однако следует отдать должное Путину со товарищи за то, что Россия внедрила у себя то, что г-н Рейган называл "базовыми блоками процветания": снижение налогов и стабилизация национальной валюты. При том, что сегодня в мире экономический климат характеризуется пессимизмом, летнее небо над Россией начинает расчищаться.