Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Круиз к месту катастрофы "Курска"

Большое шоу по-морскому

Круиз к месту катастрофы "Курска" picture
Круиз к месту катастрофы Курска picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда в Баренцевом море случилась трагедия с атомной подводной лодкой ╚Курск╩, командование Северного флота наложило запрет на предоставление информации. Теперь же, непосредственно перед самым подъёмом субмарины со дна, оно демонстративно зазывает журналистов на пресс-конференцию прямо на море. Некоторые журналисты, которых недавно приглашали на место катастрофы лодки, остались неудовлетворёнными полученной информацией. Главное, что им удалось вынести из круиза по Баренцеву морю, так они назвали своё пребывание там, - это отсутствие всякого желания российских адмиралов говорить полную правду.

Когда в Баренцевом море случилась трагедия с атомной подводной лодкой "Курск", командование Северного флота наложило запрет на предоставление информации. Теперь же, непосредственно перед самым подъемом субмарины со дна, оно демонстративно зазывает журналистов на пресс-конференцию прямо на море.

Некоторые журналисты, которых недавно приглашали на место катастрофы лодки, остались неудовлетворенными полученной информацией. Главное, что им удалось вынести из круиза по Баренцеву морю, так они назвали свое пребывание там, - это отсутствие всякого желания российских адмиралов говорить полную правду.

Вода отдает свинцово-серыми красками. Слабый западный ветерок. Легонько колышется вплоть до самого горизонта море. 69 градусов, 37 минут северной широты; 37 градусов и 30 минут восточной долготы. Стальной гроб, атомные реакторы, ракеты. 108 метров от поверхности моря. 99 журналистов стоят у лееров пассажирского теплохода "Клавдия Еланская", который зарывается носом в волны над местом, где покоятся останки "Курска". На борту три десятка операторов. Они берут в кадр серое море, и, как принято, снимают водоворот волн за кормой.

Иллюзия близости

Речь идет о круизе к месту катастрофы. На этом месте почти год назад два взрыва разорвали лучшую атомную подводную лодку российского Флота. Взрывы были настолько мощными, что их зарегистрировали сейсмологи в Соединенных Штатах. И вот теперь мировая общественность оказалась в такой близости от событий, о которой раньше не могла и мечтать. Но это всего лишь иллюзия близости: открытость и правдивость мастерски инсценированы новыми пиарщиками Кремля. На этот раз рабочий заголовок шоу звучит так: "Подъем "Курска". Забота о людях и об окружающей среде". Его режиссером стал по поручению Владимира Путина кремлевский пресс-секретарь Сергей Ястржембский. Костюмы и сценарий: Северный флот. Операторы, монтаж - совместное производство: телеканалы всего мира, CNN, BBC, ARD, ZDF, RTL. Тема: открытость и международное сотрудничество. Всего этого не было год назад, когда команда "Курска" тонула в Баренцевом море.

99 корреспондентов задавались вопросом, поможет ли установить истину то, что они согласились на этот круиз. Напрашивается удивительная ассоциация: вот стоишь на верхней палубе среди людей, отправившихся на рыбалку из какого-нибудь Хайлигенхафена или Грайфсвальда. Все разместились рядом, правда, не с удилищами в руках, а с заботой в голове, как выудить какую-нибудь тему.

Могут ли те люди, которые в прошлом году показали свою неспособность спасти экипаж "Курска", организовать сегодня подъем затонувшей лодки? Готовы ли говорить сегодня правду люди, которые год назад лгали российской и мировой общественности? Смогут ли они поднять со дна моря атомные реакторы и 22 ракеты среднего радиуса действия, крылатые ракеты, не вызвав взрыва оставшихся в целости торпед, начиненных 30 тоннами тринитротолуола?

Подъем "Курска" - огромной стальной глыбы длиной 154 метра, а это больше чем футбольное поле, если он удастся, станет мастерски исполненной технической операцией. 99 журналистов курсируют с правого борта "Клавдии Еланской" на левый, с носовой части судна - на корму, операторы меняют положение своих камер. По траверзу правого борта в воде покачивается серое чудовище - флагманское судно спасательной экспедиции - большой противолодочный корабль "Североморск". На мостике можно различить маленькую приземистую фигуру в военной форме. Это руководитель экспедиции, начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак, ответственный за все, что случилось с "Курском" год назад. Сегодня именно этот Моцак по поручению верховного главнокомандующего и президента должен держать ответ перед собравшимися журналистами. Одно лишь это заставило некоторых корреспондентов отправиться в круиз, но вице-адмирал Моцак нашел выход из дилеммы: волнение моря в 1-3 балла - обстановка, когда любой пароходик в Гельголанде продолжал бы перевозить пассажиров, показалась для него опасной, и он посчитал невозможной доставку корреспондентов с теплохода на флагманский корабль. Поэтому пресс-конференция, как было объявлено, должна состояться через переносной радиотелефон.

Корреспондент задает вопрос начальнику пресс-службы Северного флота, который находится здесь же, на кормовой палубе "Клавдии Еланской". Офицер передает вопрос вице-адмиралу, Моцак отвечает, но через телеобъектив так и не удалось ни разу увидеть, краснеет ли он при этом или нет. Умное решение. Моцак, надо отдать ему должное, добросовестно отвечает на все вопросы. Связь пропадала всего дважды.

Итак, по правому борту стоит "Североморск" Моцака, по левому - госпитальное судно "Свирь", со стороны кормы - землечерпалка "Кил-143", рядом - небольшая подводная лодка "Айсберг", охраняющая район операции. В центре флотилии находится голландское спасательное судно "Майо". В направлении Запада далеко за горизонтом заякорилось наблюдательное судно НАТО, где, вероятно, тоже слушают, что говорит вице-адмирал Моцак.

Замеры уровня радиации свидетельствуют, что реактор по-прежнему остается в герметическом состоянии, сказал Моцак, увеличения уровня радиации не зарегистрировано. Поэтому, по его словам, можно приступать к освобождению "Курска" от ила. 19 июля, продолжал вице-адмирал, "Майо" отправится в Киркинес, чтобы сменить оборудование. После этого начнется отделение носовой части лодки с помощью огромной пилы, предназначенной для работы под водой. Если этого не сделать, говорит Моцак, то из-за находящихся там торпед может быть поставлена под угрозу вся операция по подъему лодки. Носовая часть может быть поднята только в следующем году и лишь тогда появиться возможность установить причину катастрофы. "Не так просто определить причину трагедии", - говорит вице-адмирал. Эта банальность и явилась главной новостью в ходе пресс-конференции, проходившей над останками "Курска".

До сих пор Моцак, который, собственно, знал лучше других причину трагедии, был главным сторонником версии столкновения "Курска" с одной из подводных лодок НАТО, в результате чего субмарина и затонула. Он продолжал твердо настаивать на этой версии даже тогда, когда специальная комиссия спецслужбы ФСБ доложила Путину, что "Курск" был потоплен новым образцом торпеды, пущенной с борта атомного крейсера "Петр Великий", на мостике которого стоял вице-адмирал Моцак, руководивший учениями. Тем не менее, Моцак и главнокомандующий ВМФ Владимир Куроедов заявляли, что у них есть доказательства столкновения "Курска" с подводной лодкой НАТО. Они их не предоставили до сегодняшнего дня.

Перебранка с адмиралами

Государственной комиссии по расследованию причин гибели "Курска" во главе с вице-премьером Ильей Клебановым в постоянной перебранке с адмиралами все же удалось настоять на версии, что на борту лодки взорвалась "крупная торпеда". Что явилось причиной этого, предстоит еще выяснять. Владимир Путин распорядился поднять "Курск" в любом случае, чтобы получить новые доказательства причин произошедшего.

У главкома Куроедова и Моцака до следующего года, когда будет поднята носовая часть лодки, есть еще время. Между тем, на своей радиотелефонной "пресс-конференции" Моцак уже больше не рассказывал историю о столкновении. "Честь имею", скрипит, наконец, из трубки телефона голос вице-адмирала. Конец связи на море.

"Клавдия Еланская" с 99 журналистами на борту берет курс на Мурманск.