19 июля 2001 года. В конце недели Владимир Путин появится на саммите "Большой Семерки" в Генуе как руководитель снова обретшей уверенность в себе, ступившей на путь модернизации и демократической России, которая ревностно блюдет свои права, но готова и хочет сотрудничать с Западом. Г-ну Путину в особенности нравится подчеркивать те качества России, которые характеризуют ее как европейскую державу. В последнее время он уделяет значительное внимание укреплению отношений с Германией, с Францией и с Тони Блэром (Tony Blair). По его расчетам, это позволит ему уравновесить американское влияние на Европу, особенно в том, что касается воспрепятствования американским планам расширения НАТО на восток.
И г-ну Путину, вне всякого сомнения, весьма по душе споры Европейского союза с бушменами (как пренебрежительно именует автор людей из ближайшего окружения президента США Буша-младшего (George W. Bush) - прим. пер.) по вопросам изменения климата, обороны и торговли. Если кто-то в Генуе усомнится в том, что он является серьезным игроком (на мировой арене - прим. пер.), г-н Путин всегда может указать на новый договор Москвы о дружбе с Китаем. Тем самым российский президент даст понять, что под его руководством Россия вернулась за стол, где играют мировые державы. И он рассчитывает, что к России отнесутся с должным уважением.
Последнее проблематично в силу одного весьма серьезного обстоятельства: Чечня. Пожалуй, можно было бы оставить без внимания авторитарные тенденции г-на Путина у себя дома, например, его подавление свободы средств массовой информации. В интересах сохранения хороших отношений, быть может, следовало бы не замечать и его негативного вмешательства в дела Косово, его роли в провале инициативы Великобритании в ООН, касающейся режима санкций против Ирака, его манипуляций с Украиной и его продолжающихся поставок оружия на Ближний и Средний Восток и в Восточную Азию. Но с Чечней г-н Путин зашел слишком далеко.
То, что сегодня происходит в Чечне, как нередко случалось с момента, когда в 1999 году г-н Путин развязал войну, которая помогла ему выиграть президентские выборы, равноценно государственному терроризму. Российская армия и особенно полувоенные гангстеры - контрактники - вышли из-под контроля и затеяли мятеж, как сказано в сообщении Джонатана Стила (Jonathan Steele) из Серноводска, опубликованном во вчерашнем номере газеты "The Guardian".
В данном случае нет и речи о том, чтобы искоренять бандитов и преступников, если вообще это когда-нибудь делалось. Утверждения о том, что случаи злоупотребления властью и служебным положением расследуются, смехотворны. Систематический террор против беззащитного гражданского населения, замаскированный под "контртеррористические операции", не может быть терпим западными руководителями, которые разделяют глобальные идеи о правах человека. Они не могут и игнорировать это (как бы ни пытались).
Г-н Путин должен немедленно положить конец этим эксцессам, вывести войска и допустить в Чечню представителей ООН, ОБСЕ и благотворительных организаций. Если он этого не сделает, тогда он должен перестать притворяться главой современного, демократического европейского государства и не появляться в Генуе. Г-н Путин не добьется уважения, которого так жаждет, пока ведет себя столь возмутительным образом. Эти высказывания не являются "атироссийскими", но делаются ради людей.