Не так уж часто в этой газете публикуются призывы к одному человеку похоронить другого. Но в данном случае мы готовы сделать исключение, не в последнюю очередь потому, что человек, которого нужно похоронить, умер более 75 лет назад.
Вот уже почти три четверти столетия тело В.И. Ленина, архитектора советского тоталитаризма и одной из самых разрушительных фигур 20-го столетия, выставлено для всеобщего обозрения в мавзолее на Красной площади. В период 1954-1961 годов рядом с ним лежал И.В. Сталин, человек, чей вклад в человеческие страдания соперничает с вкладом Ленина. Но в то время, как тело Сталина давно уже перестало быть предметом поклонения, Ленин все еще лежит под стенами Кремля. Ранее на этой неделе президент России Владимир Путин объявил, что Ленина не вынесут из мавзолея, сославшись на то, что существует опасность "гражданских беспорядков".
Противники похорон Ленина - о чем одно время подумывал Борис Ельцин, который сегодня утверждает, что сожалеет, что этого не сделал - сравнивают эту акцию с разрушением коммунистами русских церквей при Ленине. Однако эта аналогия неправомерна. Церкви и другие произведения архитектуры и искусства действительно являются частью культурного наследия. Но труп, как бы умело он ни был забальзамирован, невозможно признать произведением искусства. Приложить столько усилий для сохранения тела человека, который сам убивал и приказывал убить столь многих, это тошнотворное и странное свидетельство уважения к чудовищному диктатору.
Если разделаться с трупом Ленина, то это никак не отразится на жизни российского народа. Но такой акт, во-первых, пошлет миру важное сообщение, что г-н Путин отвергает тоталитарное наследие Советского Союза, а во-вторых, устранит причину оскорбления личного достоинства жертв Ленина и их семей.
Если Россия хочет помириться со своим прошлым, как это сделали другие страны, освободившиеся от тоталитарного правления, то она должна примириться также с тем ужасом, который принести чудовища вроде Ленина. Для начала было бы неплохо позволить его телу гнить в земле вместе с теми, которых он туда отправил ранее.