20 июля 2001 года. На этой неделе в итальянском морском портовом городе Генуя будет разыгрываться второй акт в высшей степени интригующей и потенциально важной дипломатической драмы президентства Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), когда президент США встретится с президентом России Владимиром Путиным, чтобы продолжить столь неожиданную для многих дружбу.
В Словении в прошлом месяце г-н Буш-младший удивил даже своих ближайших советников тем, что превратил свою первую встречу с г-ном Путиным из церемонного, тщательно прописанного обмена взглядами в сердечную и неформальную беседу. Когда она окончилась, г-н Буш-младший без колебаний заявил миру, что г-н Путин - человек "очень прямой и заслуживающий доверия", и что он заглянул российскому руководителю в глаза и "сумел познать его душу". "Мы оба любим свои семьи. У нас есть общие интересы", - выпалил г-н Буш-младший. Столь бурное излияние чувств вызвало ухмылки на лицах некоторых ветеранов дипломатии, которые удивлялись, не стал ли сравнительно неискушенный в мировых делах г-н Буш-младший жертвой расчетливой попытки очаровать его со стороны человека, который до того, как заняться российской политикой, верой и правдой служил КГБ СССР.
История отношений между Москвой и Вашингтоном изобилует несбывшимися надеждами американских руководителей, которые полагали, что способны достучаться до человечности в душах кремлевских правителей. Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower) и Джон Кеннеди (John Kennedy) на собственном опыте убедились, что химия личного общения не действует на Никиту Хрущева, и даже теплые объятия Билла Клинтона (Bill Clinton) с Борисом Ельциным так никогда и не смогли породить предсказуемых и стабильных отношений между двумя странами, к которым стремился г-н Клинтон.
Однако бывали обстоятельства, когда дружелюбные персональные связи (между руководителями США и России - прим. пер.) помогали делу (межгосударственных отношений - прим. пер.), главным образом в годы президентства Рональда Рейгана (Ronald Reagan) и отца нынешнего президента США, г-на Буша-старшего (George Bush Snr). В 80-х и в начале 90-х годов прошлого столетия г-н Рейган и г-н Буш-старший вовлекли Михаила Горбачева в продуктивный диалог, который отчасти базировался на установившихся между этими людьми дружеских личных отношениях. Исторические дипломатические достижения тех лет, включая важные договоренности в области контроля над вооружениями, мирное объединение Германии и вывод советских войск из Афганистана, стали возможными также потому, что между советским министром иностранных дел Эдуардом Шеварднадзе и двумя государственными секретарями США, Джорджем Шульцем (George Shultz) и Джеймсом Бейкером-третьим (James A. Baker III), установились отношения взаимного доверия.
Сейчас, когда г-н Буш-младший направляется на свою вторую встречу с г-ном Путиным, далеко не ясно, сможет ли г-н Буш-младший выстроить не менее конструктивные отношения с российским президентом. Всегда существует вероятность, что г-н Путин во время их первой встречи не был чистосердечным, но даже без учета этой возможности остается вопрос, а могла ли двухчасовая встреча быть достаточной для того, чтобы сделать столь прямолинейные суждения о характере и намерениях г-на Путина.
Г-н Буш-младший очень верит в свою способность понимать и общаться с другими людьми и нередко полагается на свое обаяние в вопросе саморекламы и продажи своих программ общественности. Он, быть может, и в самом деле обнаружил честность и набор взаимных интересов в г-не Путине, которые могут послужить основой для взаимовыгодных отношений, таких, которым способствуют личные жесты вроде приглашения г-ну Путину быть гостем на его ранчо в местечке Кроуфорд, штат Техас. Большинство американцев безусловно надеется, что в данном случае дело обстоит именно таким образом.
Однако же представляется, что будущее отношений между Америкой и Россией в равной мере базируется на более осязаемых факторах. Здесь также перспективы прогресса непредсказуемы. Безусловно, политические шаги г-на Путина после его встречи с г-ном Бушем-младшим в Словении не соответствуют духу встречи. В быстрой последовательности он предупредил, что, если администрация Буша-младшего построит противоракетный щит, Россия перевооружит свои ракеты на многозарядные головные части. Далее, его посланник в ООН заблокировал американские усилия по изменению режима санкций против Ирака. А на этой неделе г-н Путин подписал с Китаем договор о дружбе, который обязывает две страны совместно выступать против многих направлении внешней политики Вашингтона в сфере безопасности.
Вполне возможно, что все это - тактические уловки. Однако они демонстрируют, что дипломатия в конечном итоге определяется национальными интересами страны. Когда г-н Горбачев был руководителем Советского Союза, национальные интересы и исторические силы подготовили сцену для соглашений, которые он заключил с г-ном Рейганом и с отцом г-на Буша-младшего. В советской экономике происходил спад, влияние Москвы за рубежом сокращалось, а г-н Горбачев был в большей мере поглощен внутренними проблемами, пытаясь реформировать коммунистическую систему, а позднее предотвратить распад советского государства.
Сегодня демократическая Россия является ослабленной, но по-прежнему гордой державой, желающей прицепить свою экономику к Западу, но опасающейся американского господства и всегда готовой на противодействие Вашингтону, когда она чувствует, что под угрозу поставлены российские интересы. Если г-н Буш-младший надеется, как он сказал в прошлом месяце корреспонденту "The Wall Street Journal" Пегги Нунан (Peggy Noonan), сделать вместе с г-ном Путиным "сказочные исторические дела", ему придется проводить такую политику, которая позволит предложить (г-ну Путину - прим. пер.) какую-то общую основу для обсуждения. Это означает, в числе прочего, что он должен оставаться верным своему заявленному обязательству работать совместно с россиянами над новой договорной основой для ядерного оружия, включая и противоракетную оборону, а не просто отбрасывать в сторону высказанные Москвой озабоченности. Г-н Путин кажется готовым идти на компромисс, если г-н Буш-младший будет поступать ответственно.
Инстинктивное желание г-на Буша-младшего выручить из беды г-на Путина и написать новую положительную главу в отношениях с Москвой может стать мощной силой в формировании американской дипломатии, но только если г-н Буш-младший выработает соответственные подходы в политике и сумеет объединить под своими знаменами всю администрацию, включая Пентагон.