Когда президент Буш (Bush) будет в эти выходные встречаться с президентом России Владимиром Путиным, он попытается убедить г-на Путина в необходимости нового соглашения между двумя странами в сфере противоракетной обороны.
Однако администрация Буша, занимая позицию, отличную от позиций предыдущих президентов-республиканцев, полагавшихся на договоры в сфере контроля над вооружениями как на способ создания надежности в ядерную эру, дает понять, что какое бы то ни было новое соглашение не примет форму официального договора.
Вместо этого для описания своих целей чиновники из администрации используют термины "схема" и "соглашение", отражая таким образом антипатию команды Буша к договорам вообще и к договорам о контроле над вооружениями, таким как Договор по ПРО 1972 года, в частности.
"Я думаю, с приходом Буша-младшего произошли философские изменения, совпадающие с его консервативными принципами, - говорит Майкл Макфол (Michael McFaul), эксперт по России Фонда Карнеги за международный мир, консультировавший г-на Буша перед его первой встречей с г-ном Путиным, прошедшей месяц назад. - Они (консерваторы - прим. пер.) не хотят ограничивать личность при осуществлении внутренней политики, и они не хотят ограничивать Соединенные Штаты".
По словам г-на Макфола и других экспертов, примерами этой философии "несдерживания" является отказ администрации Буша от Киотского протокола по глобальному потеплению и от подписания конвенции ООН по распространению стрелкового оружия.
Уход от договоров
Наиболее отчетливо это проявляется в сфере контроля над ядерными вооружениями. В частности, администрация:
- продвигает в жизнь планы создания противоракетной обороны, которая, согласно информации министерства обороны, может нарушить договор по ПРО уже в феврале следующего года. Администрация надеется заключить всеобъемлющее соглашение с Москвой, в котором найдет отражение дружба между двумя странами в постсоветскую эпоху.
На прошлой неделе Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), советник Буша по вопросам национальной безопасности, заявила: "Существует реальная причина не начинать переговоров длинною в пятнадцать лет, то есть на срок, который как-то уже был затрачен на заключение договоров по контролю над вооружениями. Тогда было необходимо расставить все точки над "i", потому что не было причины доверять друг другу. Существовала непримиримая вражда, и с точки зрения международных отношений было бы ненормально доверять друг другу".
- выступает против Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который Сенат, контролируемый Консервативной партией, отказался ратифицировать в 1999 году. Администрация Буша заявляет, что она добровольно будет придерживаться моратория на ядерные испытания, однако она также рассматривает возможность подземных испытаний нового класса небольших ядерных зарядов, которые могли бы, например, быть взорваны над бункером иракского лидера Саддама Хусейна (Saddam Hussein), пощадив при этом находящееся недалеко гражданское население.
- хочет в одностороннем порядке сократить арсеналы ядерного оружия США, что будет являться выходом из Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), переговоры о котором ведутся между Америкой и бывшим Советским Союзом уже три десятилетия. Однако, г-жа Райс отметила, что Буш может включить сокращения в состав нового всеобъемлющего соглашения с по противоракетной обороне с Россией.
По иронии судьбы, шаги Буша могут привести к обвалу тщательно строившегося, насчитывающего около 50 лет каркаса контроля над вооружениями, возводившегося преимущественно его республиканскими предшественниками. С другой стороны, как говорят некоторые эксперты, усилия, предпринимавшиеся в последние десять лет в сфере контроля над вооружениями, заканчивались неудачно, и, возможно, настало время попробовать применить новый подход.
Время перемен?
Брюс Блэр (Bruce Blair), президент Центра оборонной информации (Center for Defense Information), говорит, что нет ничего удивительного в том, что администрация отказывается от сложившейся системы контроля над вооружениями. По его словам, на протяжении последнего десятилетия она не работает. Чиновники из администрации также отмечают, что при администрации Клинтона (Clinton) ни одна ядерная боеголовка не была уничтожена.
Ни одна из самых значительных мер по контролю над вооружениями 90-х годов не была включена в договоры. Одной из них было совместное решение Джорджа Буша-старшего (George Bush Sr.) и Михаила Горбачева вернуть в свои страны десятки тысяч единиц тактического ядерного оружия ближнего действия, разбросанных по всему миру. Другой из них была программа, разработанная двумя сенаторами и министерством энергетики США, предусматривающая помощь России в демонтаже ядерного оружия, в обеспечении безопасности ядерных материалов, и в обеспечение российских ученых-ядерщиков работой, не связанной с вооружениями.
Одни - за движение вперед, другие - за осторожность
По мнению г-на Блэра, учитывая, что договор о запрещении испытаний заблокирован Сенатом, а Договор СНВ-2 еще не вступил в силу, "стоит попробовать достигнуть соглашения между сторонами, которое не будет являться полновесным договором. Если это соглашение устраивает обе стороны, и предусматривает прозрачность и мониторинг, то я - за него".
Другие эксперты, однако, опасаются, что мониторинг и прозрачность не будут должным образом отображены в общем соглашении. Они также беспокоятся, что отход от договоров подаст негативный знак другим странам, которые могут проявить желание разорвать соглашения, имеющие важность для Соединенных Штатов. Более того, Россия угрожает создать новое поколение ядерных ракет с разделяющейся головной частью, если США выйдут из Договора по ПРО.
"Когда вы являетесь мировой сверхдержавой, и не желаете расставаться с частью своего суверенитета, это вызывает враждебность во всем мире", - говорит г-н Макфол.
Даже Блэр, который благосклонно относится к экспериментам с недоговорными формами контроля над вооружениями, видит проблемы в подходе Буша. "Они выглядят готовыми идти напролом, запугивать русских, разрывать договоры и действовать в одностороннем порядке, нарушая интересы России и не согласовывая эти действия с русскими. Это приведет к разрыву в наших отношениях".
Все внимание на достижение цели, пожалуйста
Генри Сокольски (Henry Sokolski), эксперт по контролю над вооружениями при администрации Буша-старшего, говорит, что люди, имеющие дело с вопросами, касающимися ядерного оружия, должны быть сосредоточены на целях контроля над вооружениями.. этими целями, по его словам, являются недопущение войны, уменьшение стоимости содержания сил в мирное время, и снижение риска, которому могут быть подвергнуты невинные люди в случае развязывание войны.
"Мы беспокоимся о том, что думают европейцы. Мы беспокоимся о том, что думают русские, однако мы не достаточно думаем о (вышеперечисленных) критериях", - считает Сокольски.