Генуя, 23 июля 2001 года. Вчера Америка и Россия достигли потенциально важного прорыва в урегулировании своих разногласий из-за предложенной президентом Бушем-младшим (George W. Bush) новой национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США, когда они согласились начать переговоры, в ходе которых будут исследоваться также возможности глубоких сокращений арсеналов ядерного оружия двух стран. "Мы согласились, что крупные перемены в мире делают необходимыми конкретные переговоры как по наступательным, так и по оборонительным системам оружия", - объявили два президента после встречи по окончании саммита "Большой Восьмерки" (семи промышленно развитых государств мира и России - прим. пер.) в Генуе. - "Мы уже достигли твердого взаимопонимания по ряду важных вопросов. Вскоре мы начнем интенсивные консультации".
Советник г-на Буша-младшего по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) в ближайшие дни прибудет в Москву, чтобы обговорить структуру и график переговоров с участием министров иностранных дел и министров обороны двух стран. "Мы ожидаем, что дела пойдут быстро, - сказала она. - Мы совершенно точно хотим активного графика переговоров, чтобы как можно скорее подготовить соглашение в общих чертах".
Этот дипломатический прорыв открывает путь для возможного компромисса по вопросу, который вбил клин между Америкой и ее союзниками по НАТО, а также Россией. Но, в момент, когда появились признаки улучшения отношений между Вашингтоном и его союзниками в одной сфере, они, кажется, значительно ухудшились в другой, когда Америка ясно дала понять, что собирается в ближайшее время отказаться от конвенции по биологическому оружию от 1972 года, которая запрещает разработку, производство и создание запасов биологического оружия.
Что касается ядерных ракет, г-н Буш-младший ранее противился предложению г-на Путина провести переговоры по контролю над вооружениями в стиле времен "холодной войны". Г-н Путин, в свою очередь, выступал против планов г-на Буша-младшего построить противоракетный щит для защиты от баллистических ракет так называемых "государств-изгоев", что привело бы к нарушению. Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. Высказывания обоих президентов после их встречи в Генуе полны оптимизма. "Я считаю, что мы достигнем согласия", - заявил г-н Буш-младший, который охарактеризовал себя и своего российского коллегу как "молодых лидеров, стремящихся сделать нашу планету более мирной". При этом он добавил: "Мы оба хотим воспользоваться моментом и повести за собой остальных". Он похвалил г-на Путина за его готовность думать по-новому. "Мы говорим о необходимости изменить умонастроения в мире. Мы заявляем, что "холодная война" закончилась навсегда, и ее наследие, которое принуждало нас обоих занимать враждебные друг другу позиции, также преодолено. Перед нами открывается очень волнующая возможность".
Г-н Путин заявил, что ему хотелось бы, чтобы ему никогда не пришлось претворять в жизнь его угрозу оснастить российские ракеты многозарядными головными частями, если Америка, приступив к строительству противоракетного щита, в одностороннем порядке нарушит Договор по ПРО. Если переговоры пойдут хорошо, сказал он, "нам, быть может, никогда не потребуется возвращаться к этой опции". Он добавил, что согласие г-на Буша-младшего связать вместе два вопроса (о стратегических оборонительных и наступательных системах оружия - прим. пер.) было для него неожиданным. У обоих президентов есть "взаимное стремление" сократить свои арсеналы наступательных ядерных вооружений, но говорить о конкретных уровнях пока еще преждевременно. США имеют около 7000 ядерных боезарядов на стратегических носителях, которые по Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2 должны быть сокращены до уровня 3000-3500 единиц. В 1997 году президент Клинтон (Clinton) и президент Ельцин согласились в принципе, что следующий договор должен уменьшить эти боезаряды до уровня ниже 2500 единиц. Г-н Путин предложил считать достаточными 1500 единиц у каждой из сторон.
Согласие между Америкой и Россией в вопросе о противоракетном щите является ключом к преодолению сопротивления европейских стран осуществлению американского проекта НПРО, который, как считают некоторые союзники США по НАТО, спровоцирует новую гонку вооружений. Однако в коммюнике по окончании саммита "Большой Восьмерки" этот вопрос не упоминается.
Встреча двух руководителей в построенном в 16-м веке дворце Doria Spinola была уже второй после прихода г-на Буша-младшего в Белый дом, и на последовавшей за этой встречей совместной пресс-конференции они продолжали нахваливать друг друга так же, как это было в Любляне в прошлом месяце. Г-н Буш-младший заявил, что вчерашняя встреча "подтвердила мои впечатления, что он (г-н Путин) является человеком, с которым я могу вести откровенный диалог, обсуждать возможности и открыто говорить о наших разногласиях".
Г-н Путин заметил, что у г-на Буша-младшего "очень глубокая, основательная логика мышления", и сказал, что встреча с ним "показала, что мы не только сохранили, но во многих отношениях укрепили дух Любляны".