Джеймс Вулси - бывший директор ЦРУ США, участвовал в пяти раундах переговоров с Россией о контроле над вооружениями в ранге посла, члена делегации или советника делегации
Существует странная ностальгия по "холодной войне" как в неприятии противоракетной обороны, так и в любви к американо-советскому Договору об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года. Тридцать лет назад, когда мы вели переговоры, Советы обладали существенным превосходством в обычных вооруженных силах в Европе. Поэтому мы хотели быть уверенными, что ни Советы, ни наши союзники даже в пылу кризиса не придут к выводу, что советская ПРО сможет настолько снизить нашу способность к ответному удару, что можно будет принудить нас к отказу от помощи европейским странам НАТО в деле отражения агрессии.
Этот мир ушел в прошлое. Западной Европе больше не угрожают русские дивизии, и у нас нет причин хотеть, чтобы Россия оставалась беззащитной против баллистических ракет; наоборот, нам следовало бы помочь ей усовершенствовать ее систему раннего предупреждения о ракетно-ядерном нападении и противоракетной обороны, особенно для того, чтобы она не совершила ошибки в определении источника нападения.
А тем временем технологии и компоненты баллистических ракет и оружия массового поражения продолжают быстро распространяться по миру, попадая в руки значительного числа стран, ряд из которых являются заклятыми врагами США. Мы не только должны желать, чтобы Россия могла защититься от ракет, коль скоро она больше не угрожает Европе; мы определенно не хотим, чтобы Россия блокировала нашу способность обороняться от таких государств с непредсказуемым режимом, как Северная Корея, Ирак и Иран. Договор от 1972 года не только не отвечает стратегическим потребностям этого нового мира; он даже вреден, поскольку предусматривает запрет не только на создание эффективных систем ПРО, но также и на необходимые исследования и разработки в этой области.
Президент США Буш-младший (George W. Bush) добивается определенных успехов в своих попытках расположить к себе г-на Путина. Отлично. Но, если потребуется, мы можем быть и более резкими. Мы могли бы официально заявить, что Договор по ПРО не пережил распада Советского Союза, ибо для того, чтобы заменить в этом договоре СССР на Россию или несколько бывших советских республик, требуется согласие двух третей сената США. Администрация Клинтона (Clinton) никогда не обращалась к сенату с такой просьбой. Принимая в расчет, что договор ставит барьеры на пути стратегического здравого смысла, администрации Буша-младшего нет необходимости просить сенат одобрить такую замену. Она просто может продолжить разработки и развертывание (системы ПРО - прим. пер.).