Многие гадают, почему Джордж Буш и Владимир Путин были так милы друг к другу во время двух личных встреч, которые они провели за время их президентства. Самое простое объяснение - между бывшим нефтяником и бывшим разведчиком возникло чувство приязни. Такому объяснению способствовало и замечание самого Буша после первой встречи с Путиным о том, что, взглянув в глаза российского президента, он "проник в его душу". Однако такое объяснение будет по меньшей мере неполным. Их влечет друг к другу глубокий расчет. Буш и Путин нужны друг другу, и, поскольку они знают это, им, вероятно, удастся поладить. Можно предположить, что двух сближению двух президентов способствуют по меньшей мере четыре важных мотива: внутренняя политика, внешняя политика, слабость России и китайский синдром.
Внутренняя политика: Бушу, работая с Путиным, будет проще всего достичь цели в создании национальной системы противоракетной обороны (НПРО), которая является одновременно главной внешнеполитической задачей: НПРО вызывает раскол как в самих США, так и среди американских союзников. Главный козырь Буша - показать, что он разрабатывает план НПРО совместно с Путиным. Перед Путиным во внутренней политике также стоит двойная задача. Первая - как всякий российский лидер со времен царей, он желает обрести международную легитимность, что достигается за счет эффективных отношений с Западом. Вторая - согласившись на НПРО, он рассчитывает получить взамен возможность оттянуть приближение НАТО к границам России.
Внешняя политика: Главная проблема для Буша состоит в том, что ряд ближайших союзников США считают его опасным ковбоем, который ходит сам по себе. И отношения с Путиным наилучший способ разоружить критиков, убедив их, что Запад - в надежных руках.
Слабость России: Буш осознает, что наибольшая опасность, которая может происходить от России, вызвана не ее силой, а, напротив, ее слабостью. Если она не сможет платить своим военным и ученым, многократно возрастает возможность того, что они попытаются продать оружие массового поражения за рубеж. Путина слабость России заставляет стремиться к разоружению. Добившись взаимного сокращения вооружений, он может высвободить средства на развитие экономики.
Китайский синдром: В прежние времена СССР и США для получения тактического преимущества разыгрывали китайскую карту. Сейчас этот треугольник получил новую конфигурацию: США и Китай - державы будущего - похоже, начинают разыгрывать российскую карту. После обострения весной напряженности с США, вызванной инцидентом с американским самолетом-разведчиком, Пекин начинает заигрывать с Москвой и вслед за этим подписывает договор о дружбе сроком на 20 лет. Бушу же проще быть милым с Россией, если учитывать, что большинство в его республиканской партии - ненавистники Китая.