Майкл Макфол (Michael McFaul), ассоциированный старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир и адъюнкт-профессор политологии в Стэнфордском университете
Вашингтон, 26 июля 2001 года. Президент США Буш-младший (George W. Bush) с момента своего прихода к власти добился существенного прогресса в деле преодоления наследия "холодной войны". Он выдвинул свое видение защиты интересов национальной безопасности Америки, которое не ограничено логикой и соглашениями времен "холодной войны". Новый подход г-на Буша-младшего к проблемам национальной безопасности уже дал ощутимые результаты - в том числе, и это наиболее примечательно, позволил на прошлой неделе заручиться согласием г-на Путина на пересмотр категорического неприятия Россией систем противоракетной обороны (ПРО).
Однако для полного прекращения "холодной войны" требуется, чтобы г-н Буш-младший привнес новое мышление также в другие крупные проблемы, оставшиеся в наследство от той эры - разделение на богатых и бедных, демократов и автократов, НАТО и не-НАТО, которое все еще делит Европу на Восток и Запад. Этот последний рудимент "холодной войны" исчезнет только тогда, когда Россия станет демократической страной, полностью интегрированной в западные институты. К сожалению, содействие развитию демократии в России сегодня уступает место контролю над вооружениями. В конечном итоге это нанесет вред интересам безопасности Америки.
Г-н Буш-младший является нашим первым президентом в период, когда "холодная война" действительно осталась позади. Даже Билл Клинтон (Bill Clinton) прежде, чем стать президентом, беспокоился о многозарядных головных частях на советских межконтинентальных баллистических ракетах (МБР), раздумывал над коммунистической экспансией в Азии и проявлял столь сильное любопытство к Советскому Союзу, что совершил туда поездку. В годы "холодной войны" г-н Буш-младший был занят другими делами. Могу предположить, что ему никогда не приходилось встречаться с "советским" гражданином. В отличие от большинства своих внешнеполитических советников, которые сделали карьеру, ведя "холодную войну", мировоззрение г-на Буша-младшего не обременено прошедшей эрой. Многих пугает отсутствие у президента США опыта. Однако отсутствие у г-на Буша-младшего багажа прошлого создает и ряд возможностей.
Через 12 лет после падения Берлинской стены и через 10 лет после распада Советского Союза поражает, как много (в международной политике - прим. пер.) остается от практики времен "холодной войны". Десятки тысяч американских военнослужащих по сей день остаются в Германии, военные планы Пентагона все еще предусматривают уничтожение с помощью ядерных ракет российских военных заводов (многие из которых давно уже бездействуют), а главы США и России по-прежнему встречаются для обсуждения проблем контроля над вооружениями.
Готовность г-на Буша-младшего (в своем видении мира - прим. пер.) пойти дальше представлений "холодной войны" нужно только приветствовать. Ему уже удалось принудить всех пересмотреть стратегическое уравнение между наступательными и оборонительными системами оружия. Хотя г-н Буш-младший по-прежнему не желает говорить о конкретных цифрах, он недавно повторил данное в период президентской избирательной кампании обещание сократить в одностороннем, если потребуется, порядке число ядерных зарядов на стратегических носителях в арсенале США. Добившись на прошлой неделе согласия г-на Путина увязать обсуждение сокращений (стратегических наступательных вооружений - прим. пер.) с консультациями по оборонительным системам, г-н Буш-младший приблизился к тому, чтобы убедить россиян, что его планы строительства национальной системы противоракетной обороны (НПРО) не угрожают их безопасности.
Однако получение согласия России на это новое стратегическое уравнение - не самая трудная часть преодоления наследия "холодной войны". В конце концов, президенты Ельцин и Клинтон (Clinton) много лет назад договорились, что ядерные арсеналы сторон следует сократить значительно больше, чем предусматривалось Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. И, несмотря на все принимаемые ими позы, г-н Путин и его советники по вопросам безопасности в действительности не считают, что Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) является "краеугольным камнем" стратегической стабильности между Соединенными Штатами и Россией. Они вполне правильно рассчитали, что даже самая крепкая американская система НПРО не сделает ядерное устрашение устаревшим. Что всего важнее, российское правительство знает, что противоракетный щит США является инструментом ограниченной полезности в большинстве вопросов внешней политики и безопасности.
В этом-то и состоит главная проблема нынешней политики г-на Буша-младшего в отношении России. Фокусируясь почти исключительно на том, чтобы заручиться согласием России на план НПРО США, г-н Буш-младший почти не уделяет внимания самому важному вопросу американо-российских отношений - российской демократии и интеграции России в западные институты.
Если в предстоящие 10 лет Россия превратится в диктаторское государство, американская система НПРО станет достаточно бесполезным орудием в арсенале средств, призванных сдерживать враждебную Россию. Если в этом наихудшем из возможных сценариев автократическая Россия решит напасть на ставшую членом НАТО Латвию, дестабилизировать правительство Грузии или продать ядерное оружие Ирану, Ираку или Китаю, то наш противоракетный щит почти никак не поможет нам удержать Россию от этих враждебных национальным интересам США акций.
Наилучшая защита от этих потенциально враждебных акций - продвижение демократии в России и ее интеграция в западные институты уже на нынешнем этапе. Если Россия в ближайшие 10 лет станет полностью демократической страной, тогда вероятность конфликта между США и Россией, будь то из-за границы с Латвией или из-за нарушения баланса ядерного оружия, будет резко снижена. Демократическая Россия, идущая к вступлению в Европейский союз и даже в НАТО, позволит также объединить Европу и окончательно разрушить все стены между Востоком и Западом (будь то визовые режимы или военные союзы), которые сегодня разделяют Европу.
Г-н Буш-младший воспользовался дружескими отношениями с г-ном Путиным, чтобы изменить представление в наших странах о стратегических вооружениях. Пора г-ну Бушу-младшему с его новообретенным другом заняться вопросом ускорения интеграции России с Западом - цель, которая потребует углубления российской демократии. Если г-ну Бушу-младшему удастся подтолкнуть г-на Путина к большей демократии, он действительно останется в памяти как президент, окончательно похоронивший "холодную войну".