Вашингтон, 26 июля 2001 года. Вчера на президента США Буша-младшего (George W. Bush) обрушился град упреков со стороны одного из его предшественников в Белом доме, Джимми Картера (Jimmy Carter), который безжалостно напал на то, как нынешний президент решает вопросы внешней политики, от противоракетной обороны (ПРО) до Ближнего и Среднего Востока. В день, когда г-н Буш-младший отверг международный договор о запрещении биологического оружия, бывший президент-демократ объявил, что "разочарован почти всем, что сделал г-н Буш-младший", обвинив его в отказе от своих умеренных обещаний и в уступках консерваторам на всех направлениях.
Высказывания г-на Картера, сделанные им в интервью местной газете в его родном штате Джорджия, не стали неожиданными в одном смысле. Этот бывший фермер, который занимался выращиванием арахиса, после своего поражения от Рональда Рейгана (Ronald Reagan) в 1980 году занял нишу уважаемого, либерально мыслящего голоса во внешнеполитических делах, нередко выступая на международной арене скорее как независимый эмиссар, чем как представитель американской державы. Тем не менее - несмотря на постепенное отмирание старого вашингтонского верования, согласно которому "партнерство кончается у края океана", - для бывшего президента весьма необычно прямо критиковать внешнеполитический курс действующего президента, не говоря уже о грубом языке, который использовал г-н Картер. Более того, тревогу г-на Картера разделяют многие видные демократы в конгрессе США, равно как и многие союзники Америки за рубежом. В основе озабоченности г-на Картера лежит его ощущение, что весьма незначительный перевес голосов, который привел к победе г-на Буша-младшего на прошлогодних президентских выборах, обязывает его править страной с центристских позиций. "Я надеялся, сказал г-н Картер репортеру газеты "Columbus Ledger - Enquirer", что "после столь неуверенной победы на выборах он (г-н Буш-младший - прим. пер.) будет прислушиваться к людям самых различных взглядов; я думал, что он станет умеренным лидером". Вместо этого происходит нечто прямо противоположное.
Во многих отношениях сетования такого рода могли бы прозвучать из уст любого из несметного числа критиков г-на Буша-младшего в Европе, которых приводит в отчаяние высокомерный, унилатералистский подход Вашингтона к целому ряду вопросов, от противоракетной обороны до предлагаемого постоянного Международного уголовного суда, соглашений о борьбе с глобальным потеплением и об ограничении стрелкового оружия - и, в самое последнее время, - отказ вчера в Женеве от соглашения о запрете на биологическое оружие.
Г-н Картер обращается к нынешнему президенту США с призывом сменить курс и одобрить Киотский протокол о борьбе с выбросами газов, вызывающими на планете "парниковый эффект". Он называет столь любимый администрацией Буша-младшего противоракетный щит Америки "технической нелепицей", которая скорее всего лишь усугубит напряженность отношений с Россией. В вопросе о Ближнем и Среднем Востоке он обвиняет г-на Буша-младшего в том, что тот слишком мягко подходит к Израилю и к израильским поселениям на Западном берегу (р. Иордан - прим. пер.), отмечая в частности, что "Джордж Буш-старший (George Bush Snr), как и я сам, занимал в этом вопросе жесткую позицию".
Как и многие европейские союзники Америки, г-н Картер обеспокоен тем, что выработка внешней политики США оказалась в руках консерваторов во главе с вице-президентом Диком Чейни (Dick Cheney) и министром обороны Дональдом Рамсфельдом (Donald Rumsfeld). Умеренные вроде государственного секретаря Колина Пауэлла (Colin Powell), говорит он, были "вытеснены из процесса принятия решений".
До сего времени, однако, администрация США игнорирует критические замечания в свой адрес. Вместо этого в ее недрах родилась тягомотная практика. Нет, говорит администрация Буша-младшего, мы не можем согласиться на этот или тот договор, потому что он не работоспособен и несправедливо враждебен американским интересам. Но, говорят впоследствии помощники президента, Вашингтон серьезно относится к проблеме и вскоре сформулирует свои собственные предложения.
На внешнеполитическом фронте стратегия администрации состоит в том, чтобы хитрить и изворачиваться во всех спорных вопросах, обещая "консультироваться" с обеспокоенными союзниками. Однако у многих союзников - включая и обыкновенно прочно привязанную к Америке Великобританию - растет подозрение, что для г-на Буша-младшего консультации означают не более, чем вежливую дипломатическую болтовню о чем-то, относительно чего как он сам, так и его консервативные советники уже давно пришли к твердому убеждению.
Конкретных альтернативных предложений по любому из договоров, которые были отвергнуты Америкой, так никто и не увидел. Скорее в Белом доме рассчитывают на то, что временной интервал усиленного внимания американской общественности настолько мал, что все возражения вскоре затихнут. Пока, по меньшей мере, эта тактика работает. К примеру, проблема глобального потепления климата - что бы там о ней ни говорили в остальном мире - уже больше не вызывает такого интереса в Америке, как где-то еще. Г-н Картер - и, несомненно, Билл Клинтон (Bill Clinton), который пока сохраняет молчание, но который подписал многие из тех договоров, что сегодня настойчиво отвергает его преемник - вполне вероятно, в отчаянии от того, что происходит, но это мало что меняет.
Соединенные Штаты Америки опасаются, что их суверенитет будет подорван Организацией Объединенных Наций, в состав которой входят 189 государств. Оппозиция США планам обуздания нелегальной торговли стрелковым и легким оружием в мире привела к тому, что в конце прошлой недели было заключено существенно более слабое соглашение. Одним из первых шагов администрации Буша-младшего был отказ признать Киотский протокол по глобальному потеплению, который был подготовлен под эгидой ООН. Америка отказывается также ратифицировать статус Международного уголовного суда, который вскоре должен быть создан.
Всемирная Торговая Организация, в которую входит 141 страна, является в торговле подобием ООН. Но действия США в отношении поступивших в эту организацию с момента ее создания в 1995 году жалоб можно назвать в лучшем случае неровными. Самый показательный пример отказа США следовать постановлениям ВТО был в 1999 году, когда Вашингтон в споре из-за бананов наложил торговые санкции на Европу после того, как не сумел добиться поддержки ВТО своего требования, чтобы Европейский союз снизил тарифы на оптовый экспорт бананов из Центральной Америки.
Администрация США отрыто противится Международному суду с 80-х годов, когда она отказалась признать его решение по иску, поданному правившим в Никарагуа сандинистским режимом, в котором Америка обвинялась в активной поддержке повстанцев "контрас". Суд присудил заплатить Никарагуа за понесенные ею убытки, оценивавшиеся в 17 млрд. долл. США. Далее США отказались признавать иски со стороны стран Центральной Америки, а затем и вовсе не стали принимать во внимание никакие спорные дела, с которыми истцы выходили в Международный суд.