Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как Америке разговаривать с Россией

Фактически Россия и Соединенные Штаты Америки продолжают соперничать за экономическое и политическое влияние в ключевых частях мира

Как Америке разговаривать с Россией picture
Как Америке разговаривать с Россией picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На прошлой неделе администрации Буша-младшего, кажется, удалось существенно продвинуться вперед в деле получения от России согласия на "новую стратегическую основу" отношений в сфере наступательных и оборонительных систем оружия. В зависимости от того, в какую форму будет облечена эта основа, соглашение может стать важным достижением для американской и глобальной безопасности

29 июля 2001 года. На прошлой неделе администрации Буша-младшего (George W.Bush), кажется, удалось существенно продвинуться вперед в деле получения от России согласия на "новую стратегическую основу" отношений в сфере наступательных и оборонительных систем оружия. В зависимости от того, в какую форму будет облечена эта основа, соглашение может стать важным достижением для американской и глобальной безопасности. Оно может привести к глубоким сокращениям количества наступательных систем оружия в ядерных арсеналах США и России и очень многое сделать для того, чтобы предстоящие в ближайшие несколько лет разработки и испытания американской национальной системы противоракетной обороны (НПРО) не спровоцировали гонки вооружений и не дестабилизировали международных отношений - хотя потребуются еще дополнительные дипломатические усилия в убеждении Китая.

Однако нить дружбы между американским президентом Бушем-младшим и российским президентом Владимиром Путиным пока опасно тонка. Это прослеживается в той поспешности, с какой действует администрация США; в продолжающихся с ее стороны угрозах начать действовать в одностороннем порядке, если быстро не будет достигнуто согласие; в настойчивых предупреждениях, что Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) следует отбросить, а не заменять каким-либо другим обязательным к исполнению договором; а также в усиленных разглагольствованиях о достоинствах г-на Путина и общности российских и американских интересов.

Наибольшую озабоченность вызывает исчезновение из повестки американо-российских переговоров некоторых вопросов, которые следовало бы сделать центральными для американо-российских отношений. С момента первой встречи с г-ном Путиным 6 недель назад г-н Буш-младший почти ничего не говорит о войне в Чечне, свободе прессы или развитии демократии в России. Правда, "под ковром" предпринимаются кое-какие усилия с целью подтолкнуть г-на Путина к продолжению совместной работы над данными вопросами.

Но по-прежнему сохраняется риск, что конечным результатом избранной администрацией США стратегии отношений с Россией станет не партнерство, а дальнейшее дистанцирование от России. Это могло бы освободить США от всякого сдерживающего влияния Москвы в вопросе разработки противоракетной обороны, но при этом также обесценило бы усилия США по дальнейшему развитию российской демократии и соблюдению прав человека в России.

В стратегическом плане некоторое отдаление от России несомненно оправдано. Официальные лица администрации США вполне обоснованно доказывают, что сегодня перспектива конфликта между Россией и США, ведущего к обмену ядерными ударами, стала значительно более отдаленной, чем в годы "холодной войны", а потому жестко прописанные договора, устанавливающие точный баланс ядерных боезарядов на стратегических носителях, уже не играют главенствующей роли для глобальной стабильности. Однако некоторые члены администрации США чрезмерно расширяют эту логику, утверждая, что соотношение стратегических сил двух стран сейчас вообще не играет роли, и что у России не больше оснований волноваться по поводу ядерного арсенала США, чем у Великобритании или Франции. Любые соглашения между двумя странами, говорят они, должны быть не более формальными, чем договоренности между союзниками по НАТО о планировании совместной обороны.

Такой подход нереалистичен. Фактически Россия и Соединенные Штаты Америки продолжают соперничать за экономическое и политическое влияние в ключевых частях мира, таких, как Восточная Европа и нефтедобывающие государства Кавказа, а Россия все еще оказывает поддержку нескольким врагам Америки, включая Ирак и Иран. Вероятность того, что в следующем десятилетии в одном из этих регионов вспыхнет серьезный конфликт, столь же реальна, как и то, что правительство "государства-изгоя" сумеет состыковать ядерную бомбу с ракетой-носителем и примет самоубийственное решение осуществить пуск этой ракеты по США. По этой причине американо-российский стратегический баланс - если уж не доктрина "взаимного гарантированного уничтожения" времен "холодной войны" - все еще имеет значение. Доказывая, что это не так - и обрушивая похвалы, наводя глянец и пышность на г-на Путина - администрация Буша-младшего, как иногда кажется, пытается принудить Россию отказаться от всяких попыток регулировать изменения в соотношении стратегических ядерных сил сторон, которые произойдут в результате создания НПРО США и осуществления неравных сокращений наступательных вооружений. Эти изменения со всей очевидностью дадут Соединенным Штатам Америки существенные, если не решающие, стратегические преимущества.

Администрация США поступила бы более благоразумно, кодифицировав вновь достигнутое с Москвой взаимопонимание в форме если не нового договора, то хотя бы иного солидного документа, предусматривающего меры проверки соблюдения, которые послужат основой для доверия между двумя странами, простирающегося далее персональных отношений между г-ном Бушем-младшим и г-ном Путиным. Более того, если президент США ставит целью действительно трансформировать американо-российские отношения - а не только расчистить путь для строительства НПРО США, - необходимо уделить гораздо больше внимания развитию демократии в России. Хотя г-н Путин, кажется, готов заключить с Америкой стратегическое соглашение, никуда не деться от того факта, что он ведет свою страну в сторону от демократических норм. Если эта тенденция сохранится, то в конечном итоге будет подорвана любая основа безопасности, которая не базируется на договоре. Г-н Буш-младший должен продемонстрировать, что свобода прессы, Чечня и другие вопросы прав человека интересуют его не только в частных беседах. Он должен ясно давать г-ну Путину понять, что он всерьез озабочен этими вопросами - часто и публично.