Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Михаил Горбачев: Более гуманная глобализация

Жак Ширак прав, когда говорил об участниках манифестаций: их требования должны быть приняты во внимание, большинство из них хотели бы ╚очеловечить глобализацию╩, и это их искреннее желание

Михаил Горбачев: Более гуманная глобализация picture
Михаил Горбачев: Более гуманная глобализация picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В заключительном коммюнике саммита лидеры ╚восьмерки╩ высказались за открытое публичное обсуждение проблем, вызывающих конфронтацию в обществе. Это можно понять как согласие на диалог с гражданским обществом, в том числе с теми представителями антиглобалистов, которые дистанцируются от погромных методов воинствующих анархистов. Было бы, конечно, лучше, если бы начало этому в отношении антиглобалистов было положено там же в Генуе. Предлог был более чем убедительный, во всяком случае это было бы демократичнее и наверняка полезнее, чем искать такие места для своих новых встреч, где можно укрыться от манифестантов

Полный текст статьи М.С. Горбачева "Более гуманная глобализация", опубликованной 26 июля в газете " La Stampa":

Прошедшая в Генуе встреча лидеров "восьмерки" сопровождалась беспрецедентными по размаху и накалу массовыми выступлениями противников глобализации. По разным оценкам, в них участвовали 150-200 тысяч человек, а может быть и больше. Ничего подобного Западная Европа не видела с майских дней 1968 года.

Этих выступлений ждали, организаторы саммита к ним готовились. Позади уже был опыт Сиэтла, Праги, Гетеборга, других городов, когда сильные мира сего могли убедиться в нарастании мощного мирового движения протеста против политики неолиберальной глобализации, не без оснований связываемой с деятельностью МВФ, Всемирного банка, ВТО.

Рассчитывали, что достаточно мобилизовать побольше сил порядка, отгородить место встречи бетонными стенками и стальными решетками, создать неприступную зону безопасности - и обойдется. Однако чрезвычайные меры безопасности, принятые для охраны участников саммита (они обошлись чуть ли не в 100 миллионов долларов!) только возбудили ярость манифестантов и усилили их решимость заявить о себе и заставить себя услышать.

Манифестации отмечены эксцессами, насилием, погромами, устроенными явно экстремистскими элементами, которые в наше время внедряются в любые массовые движения. Это только дискредитирует благородные и правильные идеи и намерения сотен тысяч его участников по всему миру. Тем не менее было бы серьезной ошибкой сводить смысл протестных акций так называемых "антиглобалистов" к этим эксцессам.

Все народные революции начинались с массовых выступлений, которые многим современникам казались лишь проявлением слепого буйства толпы. Важно понять глубинные причины, которые побуждают людей перемещаться на сотни и тысячи километров, терпеть лишения, рисковать здоровьем и даже жизнью, прилагая столько сил, страсти, энергии в борьбе за то, что представляется им значимым и важным для всего человечества.

Опросы общественного мнения в ряде стран Западной Европы свидетельствуют о том, что движение "антиглобалистов" пользуется симпатиями и поддержкой значительной части населения. Очень многих тревожит перспектива превращения своих стран в полигон для произвола могущественных зарубежных корпораций, страшит угроза потерять работу, заработок, лишиться социальной защиты. Что уж говорить о развивающихся странах, где глобализация воспринимается как экспансия богатых стран, как новая форма колониализма. Об этом предупреждал и Папа Римский.

Казалось бы, в повестке дня лидеров "восьмерки" были именно те вопросы, которые ставят "антиглобалисты" - борьба с бедностью, сокращение долгового бремени менее развитых стран, экология и изменение климата, противодействие распространению СПИДа и других опаснейших эпидемий. Похоже, участники саммита хотели дать мировой общественности сигнал: лидеры великих держав обеспокоены этими проблемами, хотят ими заниматься и готовы идти навстречу тревогам и заботам простых людей.

Но то, что происходило на улицах Генуи на прошлой неделе, показывает: политикам не верят, не надеются на то, что они действительно намерены что-то сделать для того, чтобы изменить ситуацию. Было много деклараций и в прошлые годы, но слишком мало конкретных решений и действий.

После окончания холодной войны западные лидеры уверовали, кажется, в то, что экономический либерализм победил окончательно и бесповоротно, а мировой капитализм утвердился как высшее достижение цивилизации. Но оказалось, что после падения коммунизма капиталистическую систему подстерегает другая опасность - это, по определению Джорджа Сороса, рыночный фундаментализм.

Антиглобалистское движение по сути - протест против политики рыночного фундаментализма и против его социальных последствий. Руководители стран "восьмерки", насколько мне известно, об этом осведомлены. И первое, что в этой связи напрашивается, это необходимость серьезного, широкого и честного диалога с общественностью, с научным миром, с религиозными кругами по всем проблемам глобализации.

Нужны совершенно конкретные формы такого диалога - между развитыми и развивающимися государствами, между лидерами государств и мировым гражданским обществом через неправительственные организации. В конце июня я участвовал там же в Генуе в международном симпозиуме общественных сил по проблемам глобализации, и мы выступили с идеей организации постоянных форумов, где эти проблемы могли бы быть углублены после "восьмерки" и вне "восьмерки". Короче говоря, нужны такие формы диалога, чтобы люди могли поверить в официальные декларации и в готовность властей что-то реальное делать.

В заключительном коммюнике саммита лидеры "восьмерки" высказались за открытое публичное обсуждение проблем, вызывающих конфронтацию в обществе. Это можно понять как согласие на диалог с гражданским обществом, в том числе с теми представителями антиглобалистов, которые дистанцируются от погромных методов воинствующих анархистов. Было бы, конечно, лучше, если бы начало этому в отношении антиглобалистов было положено там же в Генуе. Предлог был более чем убедительный, во всяком случае это было бы демократичнее и наверняка полезнее, чем искать такие места для своих новых встреч, где можно укрыться от манифестантов.

От событий на улицах Генуи не отмахнуться как от чего-то неприятного и не относящегося к делу. Жак Ширак прав, когда говорил об участниках манифестаций: их требования должны быть приняты во внимание, большинство из них хотели бы "очеловечить глобализацию", и это их искреннее желание.