Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Колебания Путина между США и Китаем

В свете напряженности в отношениях между Китаем и США у Путина появляется шанс сыграть особую роль в ближайшем будущем

Колебания Путина между США и Китаем picture
Колебания Путина между США и Китаем picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Именно в свете напряженности в отношениях между Китаем и США, у Путина появляется шанс сыграть особую роль в ближайшем будущем. Россия и ее руководство могут извлечь большую выгоду в силу того, что и Китай, и США будут нуждаться в ╚поддержке╩. И та, и другая сторона в случае дипломатического кризиса постарается не оказаться в изоляции, и сохранить хорошие отношения со страной, которая, несмотря ни на что, все еще является второй мировой ядерной державой. Таким образом, к концу десятилетнего переходного периода, на пороге 21 столетия, роль, которую играет на международной арене Россия, изменилась. В каком-то смысле она снизилась, но, зато, стала весьма выгодной с политической точки зрения.

Встреча между политиками заканчивается хорошо, когда каждая из сторон извлекает из нее какую-то выгоду для себя, пусть даже и временную. Именно поэтому генуэзские беседы между Джоджем Бушем (George W.Bush) и Владимиром Путиным (Vladimir Putin) закончились в атмосфере столь редкостного единодушия и праздничного настроения, что совершенно ошеломило как европейских руководителей, так и международную прессу. В действительности Буш хотел получить свободу для проведения первоначальных испытаний системы противоракетной обороны, и он ее получил: это было неожиданное согласие, которое, помимо прочего, явно привело в замешательство европейских критиков НПРО, Ширака (Chirac) и Шредера (Schroeder), чья позиция на протяжении долгого времени вызывала нетерпеливое раздражение у "ястребов" из Вашингтона. Что касается Путина, то он получил то, в чем русские, и он в первую очередь, больше всего сейчас нуждаются: сознание своей значительности, уважение. Сумев вовлечь Путина в серию консультаций на равных, Буш как бы засвидетельствовал, что Россия снова, после десятилетнего развала 90-х, стала самым важным собеседником для Соединенных Штатов. Стала страной, с которой мировая сверхдержава должна поддерживать особые отношения, к которой должна относиться намного более внимательно и почтительно, чем, даже, к своим европейским союзникам. И это несмотря на все российские беды: слабость экономики или кризисное положение, в котором находятся вооруженные силы. Кроме того, уже не слишком заслуживает доверия (по причине технологического отставания и отсутствия финансирования, необходимого, для того чтобы обеспечить нормальное хранение) российский ядерный арсенал.

Плюс к этому тяжкие злоупотребления, прежде всего, это зверские репрессии в Чечне, бремя которых висит на путинской России при любой встрече на международном уровне. Естественно, в Москве прекрасно понимают, что никакие консультации и переговоры не заставят республиканскую администрацию отказаться от проекта создания "космического щита", который должен, в конце концов, нарушить установившееся когда-то стратегическое равенство сторон. Никто не исключает, однако, что через полгода или год, позиции сторон в отношении НПРО или расширения НАТО на восток снова могут стать непреклонными. Но, пока, русские получили напыщенный панегирик из уст Буша в адрес российского президента, который, к тому же, предрек светлое будущее российско-американским отношениям. То есть Москва получила наиболее явные знаки уважения от Соединенных Штатов за долгое время. Это было подобием (поскольку реальность, само собой разумеется, совсем иная) прежних равноправных отношений, существовавших между СССР и США.

В действительности, конечно же, теплоты хватало и в 90-е годы, в отношениях между Рейганом (Reagan), Бушем-старшим и Клинтоном (Clinton), с одной стороны, и Горбачевым (Gorbaciov) и Ельциным (Eltsin), с другой. Но есть одна большая разница. Горбачев и Ельцин представали перед американцами с протянутой рукой, постоянно прося помощи у МВФ, и при этом за спиной у них была обессилевшая страна. Однако сегодня Россия больше не находится в безвыходном положении. Страна все еще бедна, по-прежнему, нетвердо стоит на ногах, но ей уже не надо попрошайничать. В действительности, в мае Россия уведомила МВФ, служащие которого изъявили готовность (учитывая новую, более осмотрительную денежную политику российского правительства) провести переговоры о предоставлении еще одного займа, что более не нуждается в помощи.

Нельзя также забывать, что успех Путина в Генуе имел место через несколько дней после подписания договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем. Конечно, если вглядеться пристальнее, объятия между Путиным и Цзяном Цземинем (Jiang Zemin), также как и сердечность Буша, - это знак того, что Россия больше не внушает страха. Что ее роль на мировой авансцене сильно изменилась. Настоящие противники не похлопывают друг друга по плечу. Тем не менее, благодаря ситуации сложившейся на международной арене, новое положение России может предоставить Путину прекрасные возможности.

В будущем десятилетии неизбежно усилится напряжение в отношениях между Соединенными Штатами и Китаем, причем, время от времени, возможны периоды резкого обострения обстановки. Первые признаки этого проявились уже с самого начала правления администрации Буша: вначале инцидент с американским самолетом-разведчиком, потом заявление Вашингтона о том, что США готовы защищать независимость Тайваня вплоть до "вооруженного вмешательства". Следовательно, именно в свете напряженности в отношениях между Китаем и США, у Путина появляется шанс сыграть особую роль в ближайшем будущем. Россия и ее руководство могут извлечь большую выгоду в силу того, что и Китай, и США будут нуждаться в "поддержке". И та, и другая сторона в случае дипломатического кризиса постарается не оказаться в изоляции, и сохранить хорошие отношения со страной, которая, несмотря ни на что, все еще является второй мировой ядерной державой. Таким образом, к концу десятилетнего переходного периода, на пороге 21 столетия, роль, которую играет на международной арене Россия, изменилась. В каком-то смысле она снизилась, но, зато, стала весьма выгодной с политической точки зрения. Фактически, достаточно будет лишь слегка качнуться в сторону одной из богатых держав, Китая или США, для того, чтобы получить от нее значительную выгоду в политическом и экономическом плане, но, прежде всего, в плане имиджа. Имиджа страны, которая в любой критический момент всегда готова оказать дружеское содействие, влиятельной в силу своего положения между Западом и Востоком, сохраняемого ею нейтралитета и практичной политики.

Вопрос имиджа сегодня крайне важен для Путина. Сколько бы, в действительности, было причин, если бы международная ситуация не сложилась для нее столь благоприятно, для того, чтобы держать Россию в некотором отдалении. Для того чтобы не оказывать ей знаков уважения. Это и постоянные бесстыдные нарушения прав человека в Чечне. Это и государственные учреждения, снова заполненные на всех уровнях бывшими кагэбэшниками. Это и более или менее замаскированные, но, в любом случае, весьма серьезные проявления нетерпимости по отношению к свободе прессы. Не слишком чистые методы, с помощью которых Москва восстанавливает свое влияние в некоторых регионах бывшей империи, начиная с Украины. Но, по поводу Чечни Буш и правительства европейских стран (и, несомненно, Цзян Цземинь) хранят молчание. Китайцы боятся сближения между Россией и США, американцы нуждаются в согласии России на строительство противоракетного щита и на расширение НАТО, при этом и те, и другие хотят, чтобы, в случае возможного столкновения, Россия была рядом. Нет сомнений: для Путина, для главы государства, сформировавшегося в период работы в КГБ, начинается весьма многообещающий период.