Вашингтон, 30 июля 2001 года. В первые 6 месяцев пребывания у власти президент США Буш-младший (George W. Bush) отказался от соглашения о борьбе с глобальным потеплением, отверг протоколы, запрещающие биологическую войну, потребовал изменить договоренность о нелегальной торговле стрелковым оружием, угрожал неучастием в международной конференции по расизму и пообещал выйти из основополагающего пакта, ограничивающего противоракетную оборону.
Реакция от Берлина до Пекина свидетельствует об озабоченности тем, что американский президент, отказывающийся от столь многих договоров, возможно, хочет отвернуться от всего мира - или, по крайней мере, вскоре потребует, чтобы весь мир жил так, как того хочет Америка.
Советники г-на Буша-младшего отрицают, что он унилатералист (сторонник односторонних действий - прим. пер.), или изоляционист, или, что его администрация начисто отвергает групповые действия как способ решения мировых проблем. Они просто считают договора инструментами эры парового двигателя, о полезности которых в ядерный век нужно судить на разовой основе, вести не более одних переговоров сразу, проводить не более одной встречи на высшем уровне сразу.
Пока что администрация демонстрирует почти полное единодушие в формулировании внешней политики; лишь по нескольким вопросам расхождения столь значительны, что стали достоянием общественности. Один такой случай связан с договором о борьбе с глобальным потеплением. Если ранее в этом месяце государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin L. Powell) говорил иностранным лидерам, что США к моменту открытия в октябре с.г. конференции в Марокко выдвинут контрпредложение Киотскому договору, то на прошлой неделе советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) сказала, что администрация не ограничивает себя этой датой.
В общем случае г-н Буш-младший и его высшие советники заявляют, что они подходят к "жесткой", по их собственному определению, оценке международных договоров с позиций американских интересов, рассматривая каждый договор в индивидуальном порядке. В противоположность этому президент Клинтон (Clinton) был сторонником переговоров о контроле над вооружениями. Он посылал своих эмиссаров в Москву, стремясь заключить грандиозную сделку с Россией, которая позволила бы спасти от расторжения Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года путем внесения в него определенных изменений и одновременно начать новый раунд формальных переговоров о сокращении стратегических наступательных вооружений. Он также подписал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и направил его для утверждения в сенат США, где тот и лежит по сей день.
Следует, однако, отметить, что президента Буша-младшего критикуют за отказ подписать два соглашения, которые даже г-н Клинтон не мог одобрить от всего сердца: международный запрет на сухопутные (инженерные) мины и соглашение о создании постоянного Международного уголовного суда.
При президенте Буше-младшем Америка не станет стремиться к длительным переговорным процессам только лишь на том основании, что исторически переговоры считаются добрым делом. Договора, заявляют г-н Буш-младший и его советники, будут утверждаться, когда в них железно прописаны американские интересы. В некоторых областях контроля над вооружениями, как считает администрация США, договора обязывают только честных, но прикрывают обманщиков.
Что касается конкретно контроля над ядерным оружием, договора, как утверждают официальные представители администрации США, обеспечивают слишком медленное продвижение вперед в деле установления динамичных, но все еще неуверенных отношений с Россией в момент, когда можно вести речь об исторических сокращениях ядерных арсеналов.
"Вы не найдете другой администрации, которая была бы настолько интернационалистской", - сказала в воскресенье г-жа Райс, выступая в программе CBS "Лицом к нации". Она критиковала политику, в соответствии с которой "интернационализм стал определяться как подписание (международных) договоров только лишь для того, чтобы потом заявлять, что вы этот договор подписали".
Однако, отбросив несколько доставшихся таким трудом и очень важных договоров о контроле над вооружениями и о защите окружающей среды, г-н Буш-младший оказался под огнем острой критики некоторых из самых близких друзей Америки - которые не могут понять, что еще способно заменить мировой правопорядок, основывающийся на договорах - а также его противников, которые усматривают в действиях г-на Буша-младшего высокомерие.
На прошлой неделе, после конференции Большой Восьмерки (семи промышленно развитых государств мира и России - прим. пер.) в Генуе, отношение к Америке Буша-младшего во всей Европе заметно изменилось, что было связано с тем, что г-н Буш-младший проявил интерес к примирению с руководителями, которые отошли от него в результате принятых им ранее решений. Однако же колумнист немецкого еженедельника "Die Zeit" Тео Зоммер (Theo Sommer) сравнивает стиль г-на Буша-младшего со стилем советского министра иностранных дел Андрея Громыко, который известен целому поколению дипломатов как "Мрачный Гром" или "Господин Нет".
Любой американский президент, какие бы заявления он ни делал в предвыборный период и каковы бы ни были его личные предпочтения, ограничен реалиями глобальной ответственности - это узнает каждый новый обитатель Белого дома, когда его начинают донимать доклады о пересмотре политики, которые он распорядился подготовить сразу после Дня инаугурации. Президент Буш-младший вошел в Белый дом под лозунгом отказа от Договора по ПРО в самом ближайшем будущем, вне зависимости от возражений России. Мало кто сомневается, что г-н Буш-младший все еще планирует подать за 6 месяцев уведомление о выходе из Договора по ПРО. Однако, после того как он встретился с российским президентом Владимиром Путиным и сказал, что "сумел постичь его душу", г-н Буш-младший дал указание своим советникам начать ускоренные обсуждения с Россией как с партнером с целью создания новой структуры безопасности.
"Наши критики и люди, влюбленные в Договор по ПРО, вероятно, с трудом воспринимают идею о том, что это (Договор по ПРО - прим. пер.) является основой для взаимной враждебности", но именно это и отражено (в договоре)", - заявил в одном интервью заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц (Paul D. Wolfowitz). Администрация США стремится "заменить эту основу отношений между США и Россией как между потенциальными противниками другой основой, позволяющей относиться друг к другу как к потенциальным союзникам - и, если это слишком сильно сказано, по меньшей мере, строить отношения, исходя из наличия общих серьезных интересов в области безопасности", сказал он.
Действительно, администрация США указывает на перечень договоров о нераспространении, которые она поддерживает как жизненно необходимые для американской и глобальной безопасности, включая режим контроля за ракетными технологиями, конвенцию по химическому оружию и договор о нераспространении оружия массового поражения. Однако в своей политике в вопросе нераспространения американской администрации предстоит столкнуться с новым вызовом. В прошлом месяце администрация размышляла над тем, как объяснить свою позицию в вопросе о всеобъемлющем запрете на ядерные испытания накануне намеченной на сентябрь с.г. конференции под эгидой ООН в Нью-Йорке. Самые близкие союзники Америки будут увещевать отказавшиеся от подписания этого договора государства присоединиться к запрету на ядерные испытания, однако администрация ясно дала понять, что ее вполне устраивает, что договор "лежит под сукном" в сенате США.
Однако в вопросе об обязательствах Америки перед миротворческими миссиями в Боснии и Косово взгляды г-на Буша-младшего все-таки претерпели трансформацию: хотя во время избирательной кампании он и критиковал участие войск США в операциях такого рода, после вступления в должность президента он решил, что Организация Североатлантического договора, вероятно, самый успешный многонациональный альянс в истории, стоит того, чтобы американские солдаты топтали своими ботинками балканскую грязь - по меньшей мере до тех пор, пока это делают их союзники.