Вашингтон, 1 августа 2001 года. Вчера министр торговли США Дональд Эванс (Donald Evans) заявил, что администрация Буша-младшего (George W. Bush) готова помочь России стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО). Однако правительство российского президента Владимира Путина должно понимать, что ему придется подчиниться жестким требованиям членства в ВТО, включая требование снизить торговые барьеры, которые защищают неэффективные секторы экономики России, сказал г-н Эванс. "Мы попытались показать, что для России планка требований не будет поднята, но не будет и опущена", - заявил г-н Эванс. На прошлой неделе на протяжении трех дней г-н Эванс и министр финансов США Пол О'Нейл (Paul O'Neill) беседовали с г-ном Путиным и членами российского правительства. Президент США Буш-младший (George W. Bush) делает упор на необходимость вовлечения России в западную экономическую структуру как основное условие улучшения ее отношений с Соединенными Штатами.
Стремясь помочь российской экономике, которая с момента распада Советского Союза ведет борьбу за выживание, администрация Буша-младшего намерена способствовать улучшению в России климата для иностранных инвестиций, которые рассматриваются как замена осуществляемым Западом в последнее десятилетие многомиллиардным программам помощи. Белый дом также хочет предложить России более тесное сотрудничество в области экономики, чтобы несколько снизить ее озабоченность в связи с американскими планами строительства противоракетного щита. "Мы пытаемся установить отношения взаимного доверия, - сказал г-н Эванс. - Если Россия создает дружественную для американского капитала обстановку, то тем самым укрепляются дружба и доверие между двумя странами".
Г-н Путин сделал вступление России в ВТО одним из приоритетов своего правительства. (Эта организация со штаб-квартирой в Женеве устанавливает правила всемирной торговли. В настоящее время она насчитывает 141 члена) Однако в июне эти усилия, кажется, потерпели неудачу, когда участники российской делегации доложили ему, что ВТО "предъявляет повышенные требования" к России. Г-н Эванс не захотел прогнозировать сроки завершения переговоров о вступлении России в ВТО. Сама Россия хотела бы стать членом ВТО уже к концу текущего года, что представляется маловероятным, принимая во внимание, что Китаю для выполнения всех предварительных условий вступления в эту организацию потребовалось целых 15 лет.
Г-н Эванс сказал, что в беседах с российскими официальными лицами он поднимал вопрос о желании американской администрации начать международные переговоры с целью сокращения объемов производства стали во всем мире путем закрытия неэффективных заводов. В ответ на поступающие к нему жалобы на то, что нечестная иностранная конкуренция угрожает сталелитейной промышленности США, г-н Буш-младший ранее в этом году дал г-ну Эвансу и г-ну О'Нейлу указание добиваться проведения таких переговоров. Г-н Эванс поведал, что обсуждал с российскими официальными лицами вопрос о стали, но не получил в ответ каких-либо обещаний поддержать усилия США в этом направлении, хотя россияне все же дали согласие на продолжение обсуждений. Администрации Буша-младшего не удалось добиться от конгресса США полномочий в сфере способствования торговле, чтобы вести переговоры о новых соглашениях о свободе торговли и завершить новые переговоры по глобальной торговле. Однако г-н Эванс сказал, что, по его мнению, когда конгресс соберется вновь после августовских каникул, г-н Буш-младший получит такие полномочия до запланированного на ноябрь в Доха, Катар, очередного совещания ВТО. В Белом доме г-н Буш-младший также оптимистично заявил, что при голосовании в конгрессе ему удастся победить "тех, кто полагает, что протекционистская политика лучше всего отвечает интересам нашей экономики и наших трудящихся".