Мы, люди, так невнимательны к международным делам, особенно сейчас, когда "холодная война" уже закончилась, что проходит много времени, прежде чем становится понятен смысл происходящих событий. Однако, в конце концов, в наши головы приходит озарение, и мы шепчем: "О, я понял это".
Мне кажется, что-то подобное произошло и с общественным восприятием новой эры в американо-российских отношениях. Волей случая мне пришлось присутствовать во время ряда интервью с избирателями, проходившими во время второй встречи президента Буша (Bush) с президентом России Владимиром Путиным 10 дней назад.
Результатом их первой встречи, прошедшей несколько недель назад, стали смешки и некоторое беспокойство, вызванные заявление Буша о том, что он заглянул в душу Путина и обнаружил в ней добродетель и честность, на которые можно положиться. Прилагательное "наивный" было одним из самых мягких из употреблявшихся к оценке Бушем бывшего служащего КГБ.
Однако, когда после второй встречи Буш объявил, что он и Путин договорились обсуждать вопросы противоракетной обороны наряду с уменьшением количества ядерных ракет в арсеналах своих стран, реакция избирателей, с которой я столкнулся, заключалась в горячем одобрении. Больше всего, по моему мнению, Буш понравился избирателям неоднократно повторенным заявлением, гласящим, что "Россия не является врагом Соединенных Штатов".
"Холодная война", конечно, закончилась во время президентства Джорджа Буша-старшего (George H.W. Bush), более десяти лет назад. Советский Союз развалился еще до того, как Билл Клинтон (Bill Clinton) стал президентом. Однако Клинтон усиленно работал над улучшением отношений с Мехико, над прекращением конфликта в Северной Ирландии, и над установлением зыбкого мира на Среднем Востоке, и сделал очень мало для пересмотра американо-российских отношений.
Это была не целиком его вина. Большую часть времени своего пребывания в должности он сталкивался с резкими переменами настроения Бориса Ельцина, к которому мы относились слишком некритично, что привело к разочарованию.
И поэтому озвучить потрясающую воображение мысль о том, что страна, которую мы на протяжении более четырех десятков лет считали противником, более не представляет для нас угрозу, пришлось нынешнему президенту Джорджу Бушу.
Историческая значимость этого факта нашла отражение в новом докладе существующего уже более 20 лет мыслительного центра "Институт "Восток - Запад" (EastWaest Institute), вышедшим под заголовком "На пути к общественному благу" (Toward the Common Good).
В число авторов входят бывшие служащие Пентагона и Совета национальной безопасности. Доклад одобрен тремя весьма значимыми бывшими сенаторами, демократом Давидом Бореном (David Boren), штат Оклахома, и республиканцами Джоном Данфортом (John Danforth), штат Миссури и Аланом Симпсоном (Alan Simpson), штат Вайоминг.
Они неглупые люди. Они реально осознают, что демократия и свободная экономика в России продолжают подвергаться риску. Они пишут, что "то, что происходит внутри России, несомненно важно для [нашего] государства, является значимым для нас. Соединенные Штаты и Запад в целом не стремятся к установлению особых взаимоотношений с какой бы то ни было страной, которая не придерживается основных, признанных на международном уровне принципов демократии, прав человека, рыночной экономики и прозрачности".
Однако если Россия встанет путь этих принципов, при поддержке Америки, то, говорится в докладе, проводимая Бушем политика может подвигнуть Путина на осуществление чрезвычайно полезных перемен. Доклад рекомендует "обеим сторонам высказаться в пользу таких взаимоотношений в ядерной сфере, которые будут предусматривать значительное снижение как наступательных, так и оборонительных вооружений. ┘ Россия также должна принимать участие в исследовательских работах и разработке системы противоракетной обороны, что обеспечит Москве извлечение реальных выгод от внесения изменений в Договор по ПРО".
На мой взгляд, это как раз то, что собирается делать Буш.
Помимо этих безотлагательных задач, сенаторы и авторы доклада, Шерман Гарнетт (Sherman Garnett), Джон Эдвин Мроз (John Edwin Mroz) и Джон Тедсторм (John Tedstorm), считают, что новые взаимоотношения с Россией могут ускорить ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), облегчат расширение Европейского Союза и НАТО и обеспечат базу для более эффективной международной борьбы с терроризмом и распространением ядерных материалов.
Борен, Данфорт и Симпсон признают, что политике присущ риск. Однако "если мы не используем момент, мы можем упустить историческую возможность. ┘ Мы считаем, что настал важный переломный момент, который может способствовать преобразованию американо-российских отношений, а также иметь значение для всего остального мира. ┘ Соединенные Штаты, учитывая их процветание и силу, могут позволить себе сделать ставку на значительные положительные перемены".
Администрация Буша сделала ставку на эти перемены, и общественность начинает это поддерживать.