Вашингтон, 2 августа 2001 года. Вчера советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила, что администрация Буша-младшего (George W. Bush) стремится к тому, чтобы заключить с Россией "свободное" рамочное соглашение, которое заменило бы Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года и позволило Соединенным Штатам построить национальную систему противоракетной обороны (НПРО). "Мы думаем, что у нас есть шанс договориться с русскими о новой основе стратегических взаимоотношений, - сказала г-жа Райс на встрече с редакторами и репортерами газеты "The Washington Times". - Мы действительно надеемся как-то заменить Договор по ПРО новой стратегической основой, которая признает необходимость ограниченной системы противоракетной обороны в этом мире и которая сокращает количество стратегических наступательных вооружений до более подходящего уровня". Г-жа Райс, возвратившаяся на прошлой неделе из Москвы, где она вела переговоры с целью замены Договора по ПРО, отметила, что "США, однако, не станут вести с Москвой длительные переговоры, которые могли бы стать препятствием для разработки и развертывания НПРО в возможно более ранние сроки".
Российский президент Владимир Путин согласился обсуждать вопросы наступательных и оборонительных стратегических вооружений в одной связке, однако не уступил в вопросе о необходимости сохранения Договора по ПРО, сказала г-жа Райс.
По другим вопросам г-жа Райс сказала следующее:
- Президент Буш-младший не хочет, чтобы американские солдаты оставались на Балканах "вечно", но не станет выводить их оттуда до тех пор, когда там начнут действовать гражданские институты по поддержанию мира.
- Американские войска пытаются блокировать поставки оружия македонским повстанцам из числа этнических албанцев, и г-н Буш-младший принял меры к тому, чтобы помешать сбору денежных средств для повстанцев и передвижениям албанских экстремистов.
- Белый дом не получал просьбы о выдаче въездной визы в США президенту Республики Китай (Тайвань) Чен Шуйбяню (Chen Shui-bian), намеревающемуся выступить в Национальном пресс-клубе.
- Американские корабли, оснащенные системой "Иджис" (Aegis), могли бы обеспечить защиту от ракетного нападения в Азии, но пока еще преждевременно решать, можно ли будет развернуть объединенную американо-японо-тайваньскую систему ПРО, что предложил в недавнем интервью Чен Шуйбянь.
- Откровенно говоря, очень многое зависит от того, как поступят китайцы со своей возможностью осуществления пусков ракет через Тайваньский пролив.
- Что касается противоракетной обороны, г-н Буш-младший предпочитает заключить с Россией соглашение о том, чтобы "пойти дальше" Договора по ПРО от 1972 года, который препятствует созданию НПРО для защиты от баллистических ракет большой дальности.
- Но, когда время выйдет, нам придется двигаться вперед, нам просто необходимо будет двигаться вперед, а поскольку мы не планируем нарушить Договор по ПРО, это означает, что нам придется выйти из этого договора.
- Администрация отвергла разработанный администрацией Клинтона (Clinton) план испытаний системы ПРО, в соответствии с которым Пентагон был бы вынужден ограничить свои испытания рамками Договора по ПРО.
- Нам было дано указание разработать программу испытаний, которая дала бы нам в конечном итоге наилучшую возможную систему противоракетной обороны в возможно более короткие сроки. Теперь, когда у нас есть солидная программа испытаний и оценок, никто не сомневается в том, что для ее осуществления нам придется нарушить Договор по ПРО.
- Следовательно, Пентагону будет нужна "максимальная гибкость" в любом соглашении с Москвой, чтобы избежать нарушения пакта, подписанного с ныне не существующим Советским Союзом.
- Одно из предложений предусматривает начать "переговоры о планировании обороны" - форум, на котором обе стороны будут иметь возможность в дружелюбной атмосфере давать разъяснения касательно их военных программ и программ в сфере обеспечения национальной безопасности. В новой основе могут быть использованы некоторые элементы прошлых договоров о контроле над вооружениями, однако структура новой основы, по нашему мнению, должна быть более свободной.
- Администрация остается открытой для легальной структуры соглашения.
- Дополнительно новая основа отношений с Россией будет стремиться также к тому, чтобы подойти к проблеме распространения оружия массового поражения в более практическом плане.
- Широкие международные соглашения о нераспространении неэффективны в борьбе с распространением ядерного, химического и биологического оружия и ракетных систем. Альтернативой им может являться иной подход к контролю экспорта в такие государства, как Ирак и Северная Корея, чем в такие, как Великобритания или Франция.
- "Мы считаем, что нужно составить список "плохих парней", - сказала г-жа Райс, отметив при этом, что нынешние "широкие режимы санкций" уже неэффективны.
- Одной из трудностей разъяснения необходимости НПРО американскому народу является то, что средства массовой информации (СМИ) и другие, кто держится за политику в области безопасности времен "холодной войны", предвзято относятся к НПРО.
- В общем случае СМИ публикуют материалы, осуждающие идею строительства НПРО.
- Всякая публикация "достаточно негативна": испытание закончилось неудачей, результаты испытания были сфальсифицированы, отношения с Россией будут разрушены, отношения с Китаем будут разрушены┘
- Большинство американцев не ведает, что у США нет никакой защиты от нападения с использованием баллистических ракет большой дальности, и поэтому следует сделать больше для просвещения общественности.
Г-жа Райс также попыталась рассеять то, что она назвала "тремя мифами" о команде советников Буша-младшего по национальной безопасности, которую она возглавляет и в которую входят также государственный секретарь Колин Пауэлл (Colin L. Powell) и министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld). Она сказала, что неправильно заявлять о том, что администрации США не нравятся международные договора, что она полностью отвергает всю политику г-на Клинтона или что среди высших чиновников администрации имеются серьезные разногласия в вопросах внешней политики. "В нашей команде нет даже крупных разногласий в отношении стратегии и направления движения", - сказала она, отметив, что различия обыкновенно встречаются по менее важным вопросам, связанным со сроками или тактикой. Стратегия администрации в отношении Пекина - интегрировать китайскую экономику в мировую экономическую систему с целью последующего принуждения политического диктаторского режима к реформированию. С такой оговоркой, все согласны, что Китай представляет собой развивающуюся державу в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и поэтому мы конфликтуем с китайцами по ряду вопросов безопасности, сказала г-жа Райс, включая недовольство Китая присутствием в регионе американских войск, разногласия из-за Тайваня и прав человека, а также продажу Пекином ракет и другого оружия. "Они считают, что Китай должен быть главной державой в регионе", - сказала она. - Вот из-за чего произошел инцидент с самолетом-разведчиком EP-3. Дело тут было не в самолете-разведчике". Американский самолет-разведчик был протаранен китайским реактивным истребителем над Южно-Китайским морем 1 апреля с.г., и этот инцидент привел к противостоянию из-за задержания Китаем американского экипажа.
Г-жа Райс заявила, что администрация США сознательно прекратила использовать лозунг осенней компании по выборам президента Америки, в котором Китай описывался как "стратегический соперник". Она сказала, однако, что "в наших отношениях с Китаем несомненно имеются сильные элементы соперничества". Но прежний лозунг недостаточно отражал всю сложность американо-китайских отношений.