Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Роберт Ханссен работал сразу на две советские разведки

Разоблаченный в ФБР США шпион признался, что в разные периоды своей длительной шпионской карьеры имел дело с двумя различными советскими разведывательными службами

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ханссен сообщил ФБР, что в 1979 году добровольно пошел на контакт с Главным разведывательным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (советская военная разведка). В то время Ханссен был молодым агентом контрразведки в нью-йоркской конторе ФБР. Когда же он возобновил свою шпионскую деятельность в 1985 году, то добровольно вызвался сотрудничать с Комитетом Государственной Безопасности СССР, на этот раз в Вашингтоне.

Вашингтон, 7 августа 2001 года. Официальные представители американского правоохранительного ведомства сегодня заявили, что Роберт Ханссен (Robert P. Hanssen), бывший сотрудник Федерального бюро расследований (ФБР) США, сообщил этому ведомству, что в разные периоды своей длительной шпионской карьеры работал на две различные советские разведывательные службы. Сегодня следователи считают, что эта тактика Ханссена, возможно, помогала ему так долго избегать разоблачения.

Г-н Ханссен, в прошлом месяце признавший себя виновным в шпионаже в пользу Москвы, в настоящее время допрашивается специалистами по контрразведке. Сообщая о том, какие секреты он раскрыл русским, официальные представители правоохранительного ведомства заявили, что он признался ФБР, что начал шпионить в 1979 году, на 6 лет раньше, чем считало бюро в то время, когда арестовало его в феврале. Они говорят, что г-н Ханссен шпионил в период 1979-1981 годов, затем прекратил и снова начал шпионить в 1985 году.

Он сообщил ФБР, что в 1979 году добровольно пошел на контакт с Главным разведывательным управлением (ГРУ) Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР (советская военная разведка). В то время Ханссен был молодым агентом контрразведки в нью-йоркской конторе ФБР. Когда же он возобновил свою шпионскую деятельность в 1985 году, то добровольно вызвался сотрудничать с Комитетом Государственной Безопасности (КГБ) СССР, на этот раз в Вашингтоне. Пытаясь сохранить свое инкогнито, он направил офицеру, который работал в вашингтонской резидентуре КГБ, анонимное письмо с предложением сотрудничества.

По словам официальных представителей правоохранительного ведомства, им не удалось установить, было ли его решение о добровольном установлении отношений с другой советской разведывательной службой сознательной попыткой запутать Советы, но эти представители утверждают, что этот шаг Ханссена помог ему скрыть от Москвы свое настоящее лицо.

Как считают официальные представители правоохранительного ведомства, во второй раз, пойдя на контакт с КГБ вместо ГРУ, Ханссен, очевидно, помешал Советам отождествить его с тем шпионом, который ранее работал на ГРУ в Нью-Йорке.

Вполне вероятно, что подспудные распри между ГРУ и КГБ в Советском Союзе, как и острые ведомственные разногласия, исторически существующие в разведывательном сообществе США между ФБР и Центральным разведывательным управлением (ЦРУ), затруднили Москве идентификацию Ханссена как своего бывшего агента. Возможно, что ГРУ просто не поделилось с КГБ всей информацией о шпионе, который добровольно вызвался работать на советскую военную разведку в Нью-Йорке.

Следователи ФБР сейчас убеждены, что КГБ так и не удалось установить личность Ханссена. Поскольку он все это время оставался неизвестным своим русским хозяевам, офицерам разведки США было трудно найти российский источник, который мог бы опознать Ханссена как шпиона. Считается, что Ханссен был одним из самых ценных агентов Москвы в американском разведывательном сообществе в последние годы "холодной войны". Он выдал по меньшей мере троих работавших на США российских оперативных работников, из которых двое позднее были казнены. Он также сообщил КГБ о существовании секретного тоннеля для подслушивания, который ФБР и Агентство национальной безопасности (АНБ) США прорыли под зданием советского посольства в Вашингтоне.

Ханссен был арестован 18 февраля в штате Виргиния, в пригородном парке, где заложил в тайник пакет грифованных документов для своих российских хозяев. В момент ареста бюро считало, что Ханссен начал шпионить в 1985 году. Один российский источник передал копию агентурного дела анонимного агента КГБ, из которого следовало, что этот агент вызвался шпионить в 1985 году. Выявившийся факт, что Ханссен сначала работал на ГРУ, возможно, объясняет, почему в документах КГБ не нашли отражения сведения о его предыдущей работе на Советы.

Ханссен начал работать на ГРУ вскоре после того, как в 1979 году был переведен в контрразведывательный отдел конторы ФБР в Нью-Йорке. Его жена сообщила следователям ФБР, что тогда же она узнала, чем он занимается. Г-жа Ханссен заявила следователям, что убедила своего мужа пойти вместе с ней к священнику римско-католической церкви. По словам г-жи Ханссен, сначала священник порекомендовал Ханссену пойти и признаться. Но на следующий день он ему позвонил и сказал, что Ханссену следует пожертвовать полученные от русских деньги на благотворительные цели. Впоследствии Ханссен сообщил своей жене, что отдавал деньги небольшими суммами в монастырь Матери Терезы. Ханссен также обещал жене, что прекратит свою связь с Советами. Он действительно не работал на них в течение нескольких лет, однако в 1985 году начал сотрудничать снова, но уже с КГБ.