Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пол О'Нилл: как Россия может реализовать свои потенциальные возможности

Мы фокусируемся больше на осуществлении микроэкономических реформ, которые привлекут необходимые для долговременного роста экономики инвестиции, заявляет американский министр финансов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Широко распространено мнение, что невозможно преодолеть все трудности на пути (российского) мелкого бизнеса и что нельзя спасти заводы и оборудование советской эпохи. Но в этом общепринятая точка зрения заблуждается. Разумеется, все еще остаются преграды для инвестирования. Самая серьезная √отсутствие доверия между народом и правительством, федеральными и местными органами управления, банкирами и клиентами банков, иностранными инвесторами и их российскими партнерами, менеджерами и рабочими. Но доверие можно построить, считает министр финансов США Пол О'Нилл.

9 августа 2001 года. Недавно мы с Доном Эвансом (Don Evans) (министр торговли США - прим. пер.) побывали в России в качестве первого шага к установлению новых экономических отношений между нашими странами. В последние восемь лет в фокусе наших отношений была макроэкономика. Все обсуждения монополизировала бюрократическая и неэффективная комиссия Гор-Черномырдин (Gore-Chernomyrdin). Наша администрация приняла новый подход, основанный на неформальных целенаправленных контактах с российскими официальными лицами, а также на учете мнений частного сектора. Мы фокусируемся больше на осуществлении микроэкономических реформ, которые привлекут необходимые для долговременного роста экономики инвестиции.

Три года назад я приезжал в Россию, чтобы изучить возможности инвестиций в алюминиевую отрасль. Этого не случилось. У предприятий имелись потенциальные возможности, но мы не могли быть уверенными, что нам позволят реализовать этот потенциал. Под каждым мостом прятались тролли (существа из скандинавской мифологии - прим. пер.).

В прошлом месяце я занялся другим делом в изменившейся России и отметил для себя реальные перемены. Широко распространено мнение, что невозможно преодолеть все трудности на пути (российского) мелкого бизнеса, и что нельзя спасти заводы и оборудование советской эпохи. Но в этом общепринятая точка зрения заблуждается. Разумеется, все еще остаются преграды для инвестирования. Самая серьезная -отсутствие доверия между народом и правительством, федеральными и местными органами управления, банкирами и клиентами банков, иностранными инвесторами и их российскими партнерами, менеджерами и рабочими. Но доверие можно построить.

Я встречался с менеджером завода по производству сидений для автомобилей, который столкнулся с забастовкой своих работников, когда попытался перевести их со сдельной на почасовую зарплату. Его работников так часто обманывали, что они воспротивились переменам, которые работники в других странах только бы приветствовали. Я говорил с банкиром из Российского фонда малого бизнеса, клиенты которого доверяли ему настолько, что показывали ему наличные деньги, которые они заложили в матрац. Я обедал с главой предприятия обслуживания сельского хозяйства, который преодолел скептицизм в отношении того, насколько можно увеличить производство молочных продуктов, если активно учить фермеров, как это следует делать.

Правительству России нужно прилагать больше усилий с целью реализации этого потенциала. Оно начало с того, что снизило подоходный налог до 13% и налог на прибыль предприятий до 24% и сегодня двигает вперед реформы с целью улучшения инвестиционного климата. Но остаются критически важные области, в том числе банковское дело, торговля и дерегулирование.

Банковское дело: Россия должна добиться того, чтобы сбережения направлялись на производительные цели. В рыночной экономике эта роль возлагается в основном на банки, в России же банки финансируют менее 5% инвестиций в реальный сектор. Большинство инвестиций финансируется гигантскими компаниями по производству электроэнергии и добыче полезных ископаемых, которые вкладывают деньги в развитие своих промышленных групп. Мелкие и средние фирмы - локомотивы роста в экономических системах, успешно преодолевающих переходный период, - борются за получение финансирования. Президент Путин провозгласил цель в ближайшие 15 лет поднять жизненный уровень россиян до уровня, достигнутого в настоящее время в Португалии. Для этого России нужно обеспечить темп роста ВНП 6% ежегодно. Она не сможет обеспечить этот темп, если ее финансовый сектор не станет инвестировать средства в новые мелкие фирмы.

Центральный банк РФ должен прекратить заниматься коммерческими банковскими операциями, ввести у себя благоразумные правила, устранить препятствия для иностранных инвесторов и настойчиво проводить политику прозрачной отчетности. Законы и правоприменительная практика должны позволять займодателям в случае несвоевременного погашения кредитов обращать в свою пользу имущество заемщиков. Некоторые банки уже осуществляют выдачу кредитов на здоровой основе. Используя эффективные технологии кредитования и обучая банкиров способам оценки финансового риска, Российский фонд малого бизнеса при поддержке Европейского банка реконструкции и развития и Большой Семерки (промышленно развитых государств мира - прим. пер.) быстро растет и собирает свыше 99% своих кредитов, даже несмотря на то, что обеспечивает поддержку микро- и малому бизнесу.

Торговля: Россия не может обеспечить устойчивый рост без открытой экономики. Мы приветствуем сильную заинтересованность (России) в присоединении к Всемирной торговой организации (ВТО) и поможем России выполнить предварительные условия для приема. ВТО настаивает на том, чтобы в стране соблюдался принцип господства права, и это является способом укрепления доверия и улучшения инвестиционного климата.

Дерегулирование: Федеральные власти России продвигают законодательные инициативы с целью уменьшения вмешательства властей всех уровней в частный бизнес. Однако бюрократы по-прежнему бойкотируют эти усилия. Наши двусторонние программы помощи фокусируются на многообещающей практике в бизнесе и в управлении регионами. Мы в настоящее время изучаем, как банки, вкладывающие средства в развитие разнообразных отраслей, могут помочь в осуществлении перемен на местном уровне, которые бы усилили федеральные реформы - и это является заметным изменением по сравнению с проводимой в эру Клинтона (Clinton) политикой предоставления России крупных денежных сумм.

Я предложил американскую помощь в поисках практического решения для достижения осязаемых результатов и высказал пожелание, чтобы мы вместе составили перечень вопросов, по которым обе стороны могли бы добиться конкретных результатов к согласованным датам. Россияне отреагировали с неподдельным интересом. В нашем руководстве к действию уже записаны такие вопросы, как способствование вступлению России в ВТО, проведение консультаций по признанию статуса России как страны с рыночной экономикой, сотрудничество в принятии закона о борьбе с отмыванием денег и изучении новых способов финансирования Экспортно-импортного банка.

Этот подход - фокусирование внимания на областях, где у нас имеются общие интересы и избегание невыполнимых обещаний - является наилучшей основой для экономических отношений, которые пойдут на пользу народам обеих наших стран.