Вашингтон, 10 августа 2001 года. Демократы готовятся к решающей схватке в американском сенате из-за плана администрации Буша-младшего (George W. Bush) увеличить ассигнования на противоракетную оборону в этом году более чем на 50%. Принимая во внимание растущие разногласия между двумя партиями по вопросам внешней политики, которых в прошедшем году президентских выборов в основном не было, не приходится сомневаться, что битва будет жестокой.
Демократы считают, что республиканская администрация уязвима для обвинений, что она потеряла лидирующую роль США в мире, отказавшись ратифицировать целый ряд международных договоров, и сфокусировавшись исключительно на строительстве системы обороны от баллистических ракет. Лидер демократов в сенате Том Дашл (Tom Daschle) заявил во вторник, что "зацикленность" администрации на противоракетной обороне "ставит под угрозу более важные политические, экономические и связанные с безопасностью цели США в мире". С момента своего прихода к власти администрация Буша-младшего заявляет, что выйдет из шести международных соглашений, включая Киотский протокол по борьбе с глобальным потеплением климата и договор с Россией об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО), сказал г-н Дашл. Он отметил, что "хотя разумные люди и могут спорить о достоинствах каждого из этих отдельных соглашений, я не думаю, что разумные люди могут игнорировать последствия отказа от всех вместе и каждого в отдельности. Вместо того чтобы утверждать нашу лидирующую роль в мире, мы от нее отрекаемся".
Администрации Буша-младшего удалось достичь некоторого прогресса в успокоении России и своих европейских союзников, озабоченных планами строительства национальной системы противоракетной обороны (НПРО), но может оказаться, что ей придется куда труднее с контролируемым демократами сенатом.
В прошлом месяце демократам-конгрессменам из комиссии палаты представителей по делам вооруженных сил не хватило какого-то десятка голосов, чтобы добиться урезания почти на 1 млрд. долл. заявки администрации на выделение в следующем году 8,2 млрд. долл. на противоракетную оборону, с тем чтобы направить эти деньги на другие военные нужды. Этот шаг, если бы он увенчался успехом, позволил бы также лишить администрацию фондов на разработку опытных ракет-перехватчиков для Аляски, что явилось бы нарушением Договора по ПРО.
Г-н Дашл во вторник заявил, что он выступает за куда более серьезное урезание расходов на противоракетную оборону. Он сказал, что 10-процентное увеличение ассигнований на противоракетную оборону - такое же, какое предлагает администрация для военного бюджета в целом - позволило бы сэкономить около 2,5 млрд. долл. в следующем году. Эти фонды могли бы быть использованы для проведения в жизнь мероприятий, направленных на борьбу с целой серией угроз, которые куда более вероятны, чем ракетное нападение (на США - прим. пер.). В их число входит уничтожение ядерных материалов в России, увеличение исследований и разработок в интересах создания системы обороны от крылатых ракет, создание противоракетных комплексов для использования на театрах военных действий и увеличение компьютерной безопасности. Г-н Дашл назвал НПРО "самым дорогостоящим из возможных ответов на наименее вероятную для нас угрозу ".