В Москве, где на протяжении десятилетий покупки осуществлялись в маленьких безликих магазинах с общими названиями "Продукты" и "Мебель", в настоящее время быстро набирает темп розничная торговля в современном западном стиле. Как западные, так и российские торговые сети спешат этим летом открывать новые супермаркеты и пассажи, чтобы удовлетворить увеличивающийся спрос в условиях растущей экономики.
Шведская фирма "ИКЕА", чей первый магазин домашней мебели, открытый в прошлом году, сейчас является самым загруженным в мире, планирует в срочном порядке открыть еще два магазина. Турецкая компания "Ramenka", чьи торговые центры "Рамстор" включают в себя супермаркет, кинотеатр и продовольственный магазин, намеревается открыть десятый центр к концу этого года. Большие торговые сети из Германии ("AVA" и "Metro Cash and Carry"), Франции ("Auchan"), Финляндии ("Kesko") и Нидерландов ("Spar") пребывают в процессе открытия магазинов в России.
"Это главная страна в мире, куда еще не проникли торговые сети, этот рынок не занят", - говорит генеральный директор "Ramenka" Мустафа Саглам (Mustafa Saglam).
Москва является основным местом вторжения торговых сетей, так как в ней сосредоточено большое количество населения и средств. В Москве живет больше людей, чем во всей Бельгии или Болгарии, и г-н Саглам оценивает, что они могут тратить 10 млрд. долл. США в год на продовольствие и домашнюю мебель, что составляет одну треть национального рынка этих товаров. Спрос очень велик, и москвичи охотно покупают в новых магазинах все, от матрасов до сыра "камамбер".
Взрыв покупательского энтузиазма легко понять, учитывая серость советских магазинов. В большинстве городов после краха коммунизма их заменили открытые рынки и уличные лотки, предоставив значительно лучшие цены и выбор, однако это не повлекло за собой появления изысканных товаров или создание удобств покупателям.
Прошло несколько лет, пока некоторые фирмы не захотели бросить вызов изменчивому экономическому и политическому климату России и попробовать открыть современные супермаркеты и магазины торговых сетей. Как только малочисленные первые опыты показали, что эта затея осуществима, началась гонка: за прошлый год количество супермаркетов в Москве удвоилось, в то время как количество открытых рынков уменьшилось на 20 процентов, согласно данным фирмы "A.C. Nielsen", специализирующейся на исследованиях рынка.
Правительство Московской области также желает принять участие в происходящем, выделив 20 участков сразу за кольцевой автодорогой для новых торговых центров.
"Это очень интересный рынок для нас, вот и прибывают большие игроки", - сообщил российский управляющий компании "Metro" Вальтер Демец (Walter Demetz). Компания "Metro", под чьим началом функционируют большие оптовые магазины, планирует открыть шесть магазинов вокруг Москвы в течение ближайших двух лет. "Вопрос, - говорит г-н Демец, - заключается в том, почему мы не пришли на этот рынок раньше?"
Есть много оснований вести осторожно вести себя на этом рынке. В России может быть трудно найти надежного местного поставщика, там бедная инфраструктура, а личные связи имеют значение при принятии бизнесс-решений.
Когда в 1997 году открылся первый "Рамстор", обнаружилось, что местные поставщики каждый день меняют цены без предупреждения, а поставки осуществляются нерегулярно и непредсказуемо. Супермаркет в конце концов отправил руководителей своих крупнейших российских поставщиков в Турцию, чтобы показать им, как эффективно работает система поставки.
"Они говорили: "Мы так работаем, и не можем этого изменить", - рассказывает г-н Саглам. - Однако они смогли. Как и мы в свое время".
Потери от воровства - еще одна проблема. "Рамстор" нанял службу безопасности, после того, как выяснилось, что 3,5 процента товаров исчезает каждый год, и отказался от выпуска купонов из-за вала подделок.
Российские торговые сети, которые начали открываться в середине 90-х годов, быстро учились западному опыту. "Копейка", сеть магазинов, торгующих по сниженным ценам, постоянно направляет менеджеров высшего звена на учебу в Европу и Соединенные Штаты, и, под сильным впечатлением от сети "Wal-Mart" сознательно копирует ее деятельность.
"Мы наблюдали, как она развивается, изучали ее структуру, - говорит генеральный директор "Копейки" Александр Самонов. - Мы даже купили книги об этом. В них говорится, что лучше сделать акцент на предметы домашнего обихода и на одежде - можно получить большую прибыль".
Несмотря на то, что чем дальше вы уезжаете от Москвы, тем беднее становится население, некоторые из российских торговых сетей имеют планы открыть современные торговые центры в провинции. "Перекресток", сеть, насчитывающая в Москве 32 супермаркета, сообщает, что намеревается открыть в этом году магазин в одном из российских городов к западу от Москвы.
"Москва пребывает в преддверии мощного наплыва западных торговых фирм, и это будет хорошим толчком для нас, - считает генеральный директор "Перекрестка" Александр Косяненко. - Бизнес в регионах будет нашим существенным преимуществом".
Тем не менее, в настоящее время многие аналитики полагают, что немногие места за пределами Москвы достаточно обеспечены, чтобы в них могли существовать сети магазинов по западному образцу, поэтому, за малым исключением, западные торговцы стекаются в столицу, где сосредоточен весь капитал.
"Люди могут тратить гораздо больше, чем сообщает статистика, - считает генеральный директор "ИКЕА" Леннерт Далгрен (Lennert Dahlgren). - Единственным сюрпризом для меня стало то, что не произошло никаких сюрпризов. Россияне покупают те же вещи, и в тех же количествах, как и в Нью-Джерси".