Западные торговцы в течение многих лет игнорировали самый населенный город Европы - Москву, предпочитая расширять свое присутствие на более мелких, но безопасных рынках, например, Праги или Варшавы. Однако по мере того, как стабилизируется экономика России и растет покупательная способность населения, они стремятся наверстать упущенное время.
К концу будущего года, как ожидается, торговые площади в Москве утроятся, достигнув величины 825 тыс. квадратных метров, будут построены 13 новых торговых центров. Эти данные приводит риэлторская фирма Jones Lang Lassalle. В центре Москвы как грибы растут и небольшие магазины по продаже продуктов и одежды. Инвесторы, хотя и жалуются по-прежнему на бюрократизм и коррупцию властей, однако признают, что препон становится меньше, а отдача растет.
"Конечно, было непросто, однако оказалось проще, чем нам говорили до того, как мы начали", - говорит Вальтер Деметц (Walter Demetz), генеральный директор российского отделения немецкой Metro AG, которая открывает до конца года два мелкооптовых магазина Cash&Carry и планирует построить сеть придорожных супермаркетов. "Если мы идем в малые страны - такие, как Хорватия, почему бы ни прийти в Россию?", - подчеркивает Деметц.
Ответ на этот вопрос на самом деле прост - с улучшением экономического положения в России после кризиса 1998 года продажи в розничной торговле возросли на 30% и составили в первом полугодии 2001 года $46 млрд. Возможности большинства граждан России ограничены приобретением товаров первой необходимости, однако покупательная способность столичных жителей выше. Доходы москвичей выросли на 17% и составили в прошлом году $3 900. Это по-прежнему меньше, чем в Польше, где годовой доход составил в 2000 году $6 тыс., однако в пять раз больше, чем в целом по России. Торговцы полагают, что 8-миллионное население Москвы тратит гораздо меньшую долю своих доходов на оплату жилища и коммунальных услуг, чем жители Западной Европы, и это позволяет пустить средства на покупку продуктов питания и одежды.
Напуганные рассказами о потерянных инвестициях, западные торговцы до сих пор избегали России. Торговые площади в Москве, по данным Jones Lang Lassalle, сейчас составляют лишь 39 квадратных метров на тысячу жителей по сравнению с 159 квадратными метрами в Праге и 217 - в Варшаве. В Париже этот показатель равен 398 квадратным метрам.
Турецкая фирма Ramenka, вложила $140 млн. в строительство сети гипермаркетов "Рамстор" и торгует в них всем, чем только можно - от стиральных машин до консервированной кукурузы. Однако по ее данным, более 80% российского рынка розничной торговли продуктов питания, оборот которого составляет $6,6 млрд., обслуживают открытые рынки, киоски и уличные торговцы овощами. В последнее время московские власти развернули кампанию по ликвидации открытых рынков, торгующие на которых, как правило, не платят налоги, и западные торговцы надеются восполнить образующийся вакуум. Так, французская Auchan, как сообщила Jones Lang Lassalle, купила три участка земли на окраинах Москвы и собирается начать там строительство гипермаркетов уже в этом месяце.