Министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld) выделил один день для своего визита в Москву. Его цель заключается в том, чтобы подтвердить решимость Вашингтона в деле создания системы национальной противоракетной обороны (НПРО) и одновременно заручиться согласием России на перестройку двусторонних отношений. В последние месяцы тот факт, что в отношениях между двумя прежде доминировавшими в мире державами до сих пор господствует образ мыслей периода "холодной войны" в последние месяцы подвергался критике со стороны различных ведущих фигур в республиканской администрации и особенно критике самого президента Буша (Bush). Конкретные контуры перестройки отношений остаются пока неясными. Заявления о том, что договор по ПРО от 1972 года об отказе от развертывания крупномасштабных противоракетных систем является в новых мировых политических реалиях устаревшим, остаются таким же рефреном во всех выступлениях на эту тему, как и повторявшееся замечание Катона (Cato) о том, что Карфаген должен быть разрушен. В конечном итоге, сенатор Древнего Рима добился своего.
Россия в качестве нового члена НАТО?
Когда Рамсфельд объявлял о своем визите в Москву от него можно было услышать, что он собирается поставить своему партнеру по переговорам ультиматум. Пентагон, правда, это заявление затем опровергнул. В этой игре на руки Вашингтона вышли слишком хорошие карты, чтобы сразу же ходить с козырей. В Любляне и Генуе президент Путин высказался с одобрением о сочетании переговоров по вопросу об НПРО с переговорами о сокращении количества ядерных боеголовок. В Вашингтоне исходят из того, что Москва из-за сложной экономической ситуации в стране будет вынуждена сокращать свой арсенал ядерных вооружений независимо от того пойдут ли одновременно на такой шаг (пусть и ожидаемый) Соединенные Штаты. В настоящее время Россия и США ведут переговоры по многим проблемам, в том числе по вопросам разоружения, нераспространения ядерного оружия, а также экономического сотрудничества и благоприятствования торговле.
Недавно канцлер ФРГ Шредер (Schroeder) сказал, что Соединенные Штаты не исключают вступления России в НАТО, и это, мол, обнадеживает. При этом он сослался на заявление советника по национальной безопасности Белого Дома госпожи Райс (Rice). Она сформулировала эту идею несколько осторожнее. В Вашингтоне, сказала она, могут представить себе, что Россия однажды может поднять вопрос о членстве в НАТО.
Строптивый сенат
Выделение средств, необходимых для создания системы противоракетной обороны, должен прежде одобрить сенат. Демократы одобрили выделение средств на продолжение разработки системы, однако они намерены воспрепятствовать заметному повышению военного бюджета на 2002 год (на 52 процента). Председатель комитета обороны Карл Левин (Carl Levin) считает НПРО возможным оборонительным средством, чьи компоненты должны пройти многоступенчатые испытания. Ценность недавно успешно проведенных испытаний НПРО были названы относительными также представителями различных инстанций Пентагона. Ракета поразила мишень, данные о которой были известны заранее. Левин в отличие от других демократов, которые не лишены демагогичности при обсуждении этой темы, не является категорическим противником системы противоракетной обороны, однако он считает эту систему не созревшей для ее реализации. Военные эксперты считают преждевременным также отказ от стратегии возмездия. В конечном счете, последние десять лет угроза возмездия сдерживала Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) от того, чтобы заняться производством биологического оружия. Осенью Президент Бушу потребуется тактическое мастерство, чтобы провести свои форсированные планы создания НПРО через конгресс.