Плачевное состояние российской радарной базы, расположенной в Софрино, может объяснить, почему Россия так возражает против плана президента Буша (Bush) построить национальную систему противоракетной обороны (НПРО): Россия не может построить свою собственную. В последние недели президент Путин начал подавать сигналы, что он готов к сделке, и в понедельник в Москву, для того, чтобы приблизить эту сделку, прилетел министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald Rumsfeld).
Переговоры с Россией являются одной из сложнейших внешнеполитических задач г-на Буша - и не только по причине их важности для стратегии национальной безопасности Америки. После неуверенного старта с европейскими союзниками Америки - по таким вопросам, как Киотский протокол о глобальном потеплении или ситуация на Балканах - президент стремится показать, что он надежно справляется с внешней политикой США. И европейские руководители, и лидеры демократического большинства в Сенате США ясно дали понять, что они воздержатся от поддержки усилий г-на Буша до тех пор, пока не увидят, как на них отреагирует Москва.
Ожидается, что министр обороны Рамсфельд предоставит российским официальным лицам подробное описание планов Пентагона касательно испытаний и развертывания противоракетной обороны. Это описание будет являться расширенным вариантом тех сведений, которые он предоставил европейским союзникам этой весной. Министр представит точку зрения, утверждающую, что ни одна из систем не будет в состоянии отразить удары все еще значительных российских ядерных сил. Американцы также обещают провести существенные сокращения наступательных ядерных вооружений США и купить российские технологии. Помимо всего, официальные лица США заявляют, что они предлагают России новое стратегическое сотрудничество, основанное на открытости и доверии, а не на соперничестве и ядерных боеголовках.
У г-на Путина есть много пространства для маневра, учитывая его высокий рейтинг, податливую законодательную власть и репутацию последовательного защитника интересов России, что может уменьшить консервативную критику военных и внешнеполитических чиновников. Г-н Путин также стремится к вступлению России во Всемирную торговую организацию и к недопущению расширения НАТО за счет балтийских государств. И, в отличие от США, в России практически не было широких споров по противоракетной обороне, что делает позиции г-на Путина еще более гибкими.
Возможно, он все еще не согласится на просьбу Америки, заключающуюся в выходе обеих сторон из Договора по ПРО. Вашингтон рассматривает подобные соглашения как реликты времен "холодной войны", однако для многих в вооруженных силах России эти соглашения являются последней гарантией стратегического равенства и последним отголоском статуса сверхдержавы.
Спустя десять лет после краха коммунизма, большинство россиян до сих пор знают очень мало о работоспособности своей собственной противоракетной обороны. Это может объяснить, почему реакция общества на планы Америки так незначительна, и почему г-н Путин может иметь такое пространство для маневра при заключении сделки с США.
Самое большое сопротивление г-н Путин может встретить в российской военной среде и среди старой дипломатической гвардии. Это те самые силы, благодаря которым функционировала радарная станция в Софрино, и которые не готовы ни на йоту уступить американцам.
Сергей Иванов, ставший министром обороны вместо г-на Сергеева, является бывшим разведчиком и доверенным лицом президента Путина, и, судя по всему, не придерживается традиционных взглядов на контроль над вооружениями. Белый дом полагает, что они оба гораздо более обеспокоены сохранением лица перед Западом и в хороших отношениях с ним. Запад так надеется на связи г-на Иванова с г-ном Путиным, что попросил американского коллегу министра обороны России г-на Рамсфельда, не известного дипломатическими способностями, возглавить переговоры, в надежде на то, что г-н Иванов будет в центре всех событий.
В качестве стимула г-н Буш неоднократно заявлял о своем желании сократить американские ядерные наступательные вооружения, что является ключевым приоритетом для г-на Путина, чьи собственные арсеналы быстро приходят в упадок. Официальные лица США также хотят отказаться от некоторых наиболее нежелательных положений других договоров, включая предусмотренный договором СТАРТ-2 запрет на стратегические ракеты наземного базирования с многозарядной головной частью, которые являются основой российского арсенала.
К расстройству русских, г-н Буш еще не решил, согласится ли он на сокращения до 1500 боеголовок, как предлагает г-н Путин. Многие аналитики считают, что Москва с трудом сможет поддерживать даже такой уровень.
Согласно Договору СТАРТ-2, который еще не вступил в силу, стороны согласились сократить свои арсеналы до уровня в 3000 - 3500 боеголовок. Чиновники, ответственные за ядерное планирование в США, утверждают, что с количеством боеголовок меньше 2500 единиц США не смогут поразить полный список целей, большинство из которых все еще находится на территории России. Даже те чиновники, которые поддерживают значительные сокращения, утверждают, что США должны сохранить за собой право нарастить свой арсенал снова, если возникнут новые угрозы.
Российские официальные лица и аналитики заявляют, что такой ход мыслей перечеркивает большинство слов Белого дома о новых взаимоотношениях в период после окончания "холодной войны".
Что касается противоракетной обороны, США уже озвучили несколько идей. Пентагон, возможно, захочет купить некоторые российские технологии, а чиновники говорят о финансировании совместной программы исследований в сфере противоракетной обороны, с привлечением российских инженеров и разработчиков. США также предложили делиться с Россией данными о ракетном предупреждении и, возможно, осуществят финансирование работ по ремонту и совершенствованию систем раннего ракетного оповещения.
Чего США не желают делать - это твердо сказать, какую систему противоракетной обороны они собираются построить. Официальные лица говорят, что до принятия решения необходимо провести значительное количество испытаний, и, возможно, пройдет несколько лет, прежде чем Пентагон узнает, будет ли работать хоть одна из технологий. Это является также и вопросом идеологии для многих республиканцев, которые со времен "звездных войн" Рональда Рейгана (Ronald Reagan) настаивают, что США не должны обсуждать никакие условия.
Вместо обсуждения условий, администрация готова предложить прозрачность, практически полное раскрытие информации о том, что она испытывает и что собирается построить. Чтобы придать этому больше привлекательности, США говорят о проведении "совместных планирующих переговоров", таких, какие они ведут со своими союзниками по НАТО, для обсуждения оборонных расходов, покупок технологий и оборудования и стратегической доктрины в общем.
В последние недели г-н Путин ясно дал понять, что он заинтересован в компромиссе. Он постоянно говорит о необходимости соответствия военных устремлений России ее ограниченным экономическим возможностям. В одном из интервью он заявил, что усилия США, направленные на построение противоракетной обороны, как минимум 10 лет или больше не будут представлять угрозу России.
Однако г-н Путин, который имеет репутацию более жесткого, более последовательного руководителя, чем его предшественник Борис Ельцин, совершенно очевидно не желает уступать слишком много или слишком быстро. После его встречи с г-ном Бушем в Генуе, московская газета "Коммерсант", которой владеет недруг Кремля Борис Березовский, вышла под заголовком "Россия сдается" с фотографией г-на Путина с поднятыми руками. Кремль сильно встревожился наскоком газеты и созвал российских журналистов на брифинг, чтобы опровергнуть информацию о том, что были сделаны какие-либо уступки.