В Чечне дело потихоньку идет к тому, что Москве придется вновь испытать унижение и пойти на переговоры с боевиками, как это было в первую чеченскую кампанию. Так считает газета. Однако, трудно представить себе, чтобы решительный и честолюбивый русский президент пойдет на это.
Москва усилила свои блок-посты в чеченской столице Грозном. Российские войска, которые за последние семь дней более 70 раз попадали под обстрел, опасаются масштабных атак со стороны боевиков. Ситуация в Чечне напряженная. На юге кавказской республики боевики взяли под свой контроль деревню. Сообщения о столкновениях приходят также из районов, которые Москва прочно держит в своих руках. Ежедневно среди российских солдат есть раненые или убитые. Два года назад Владимир Путин, тогда еще только назначенный на пост российского премьер-министра, начал вторую чеченскую войну. Три месяца спустя, он заявил, что уже виден конец "антитеррористической операции". Это и на сегодня остается не более, чем благим пожеланием. Москва оказалась в таком же тупике, как и во время последней чеченской кампании пять лет назад. Тогда конец войне положил неожиданный штурм боевиками Грозного. Россия после этого поражения сдалась, начались переговоры.
Некоторые наблюдатели считают, что России для окончания второй чеченской кампании тоже необходима крупная военная неудача. Обе стороны должны, наверное, готовиться к решающему обмену ударами: руководители боевиков ищут, очевидно, слабые места, а Москва приостановила вывод своих войск.
Внутри самой российской армии растет число генералов, которые хотели бы прекратить войну, поскольку выиграть ее невозможно, утверждает военный эксперт Павел Фельгенхауэр. Тем временем, такие же настроения распространяются и среди населения. Большинство россиян, разумеется, считает войну против Чечни справедливой.
Улучшения нет
Впрочем, 40 процентов населения понимает, что положение дел в Чечне не улучшается. Поэтому большинство выступает за начало мирных переговоров с чеченцами. В Кремле, тем временем, продолжают делать ставку на применение силы. Путин не хочет ничего знать о поражении. Напротив, он до сих пор со всей жесткостью выступает за продолжение военной кампании. В Чечне перед началом русского вторжения царило полное беззаконие. Россия в последние месяцы положила ему, "слава богу, или слава аллаху", конец.
Однако продолжают появляться сообщения о нападениях российских вооруженных сил на гражданское население. По данным Кремля, против военных открыто 82 уголовных дела по обвинению в преступлениях по отношению к чеченцам.
От своих должностей освобождены два высокопоставленных офицера, арестовано много солдат. Однако о независимом расследовании нарушений прав человека не может быть и речи. Многое скрывается, судебное преследование остается выборочным. Идет единственный процесс против одного полковника, который убил молодую чеченку.
Ухудшается настроение и среди чеченцев. Боевики перешли к уничтожению своих соотечественников, которые сотрудничают с Россией: убивают милиционеров или чиновников из местных органов власти. Не уверены больше за свою жизнь и те немногие русские, что еще остаются в Чечне.