На Украине пропали большие деньги, выделенные побежденными во второй мировой войне немцами украинским старикам в качестве компенсации. Просто какая-то мистика, но русские из таких же денег украли ровно столько, сколько и украинцы. Правда, будет одна разница в последствиях этих двух преступлений: украинский мошенник обязательно сядет в тюрьму, а его имущество будет конфисковано, поскольку наручники ему надели немцы, и они же его и судят. А вот мошенник русский, скорее всего, после небольших неприятностей поедет отдохнуть на Канары: судят-то свои.
Со вчерашнего дня суд городка Хильдесгейм вынужден заниматься уголовным делом, которое может вызвать политический резонанс. Обвиняется бывший директор киевского Градобанка, депутат украинского парламента Виктор Шердицкий. Как предполагается, 43-летний Шердицкий присвоил миллионную сумму денег, предназначавшихся для выплат компенсаций жертвам нацистского режима.
В 90-е годы правительство Германии перечислило на счет Градобанка 240 миллионов марок (123 миллиона евро). По мнению суда Хильдесгейма, из этой суммы 86 миллионов марок Шердецкий перевел на счета зарубежных фирм. Украинский Фонд "За взаимопонимание и примирение" смог выплатить жертвам лишь оставшиеся 154 миллиона марок. Недостающую сумму теперь должно предоставить украинское государство.
Шердицкий был арестован в октябре прошлого года в Ганновере. Он хотел снять деньги с заблокированного счета. На Украине он тоже объявлен в розыск. За это время Шердицкий был даже лишен депутатской неприкосновенности. Немецкие власти не удовлетворили просьбу Украины об экстрадиции преступника. У стран на этот счет нет соответствующего соглашения.
На процессе рассматривается лишь один из восьми случаев присвоения денег, которые ранее инкриминировались подсудимому. Обвинения по остальным случаям, имеющим пятилетнюю историю, истекли за давность лет. Поскольку речь, собственно, идет о самом последнем случае присвоения денег, судьи прибегли к такому юридическому приему: они распорядились об изъятии документов, тем самым, прекратив действие положения о сроке давности.
Теперь суд должен выяснить, какими путями исчезли четыре миллиона марок. Перечисление на одну лондонскую фирму было осуществлено в июне 1995 года, и деньги окольными путями, в конечном итоге, оказались в руках одного предприятия в местечке Пайне, что в Нижней Саксонии. По мнению прокуратуры, это, вероятно, были подставные фирмы, которые финансировались Шердицким.
Сам депутат имел предприятие под Ганновером и иногда жил в городе. В прошлом месяце в аэропорту Франкфурта был арестован и украинский коммерческий директор фирмы из местечка Пайне. Он тоже должен предстать перед судом.
По мнению Федерального объединения по информации и консультированию жертв нацизма, предполагаемые хищения, о которых идет речь в случае с Виктором Шердицким, не единичны: прежнее немецкое правительство во главе с федеральным канцлером Гельмутом Колем закачало в бывшие страны восточного блока миллионы марок, не контролируя, в чьи руки эти деньги попали в действительности.
"Польский Фонд разместил выделенные деньги в банке, который, в итоге, обанкротился. В России из-за беспорядка пришлось даже полностью заменить правление Фонда", - рассказывает сотрудница объединения Андреа Плаке (Andrea Plake).
Немецкое правительство тогда не проконтролировало, действительно ли деньги, выделенные для компенсации жертвам, дошли по назначению. Больше такая ошибка не повторяется. "Компенсационные деньги из Фонда, созданного немецкой промышленностью и федеральным правительством, теперь выделяются лишь при наличии подтверждения о действительно поданных заявках пострадавших". Для судей в Хильдесгейме будет нелегко разобраться в сложных международных финансовых операциях Шердицкого. Они ориентируются на то, что это будет скучный процесс: планируется проведение 34 заседаний, что для уголовного преступления необычно много. Предполагается, что он закончится незадолго до Рождества.