Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"The Financial Times": "Холодная война" закончилась, примите этот факт

Противоракетная оборона основывается на идеях из прошлого и на видении Китая как противника. Лучше бы потратить деньги на что-либо другое

"The Financial Times": "Холодная война" закончилась, примите этот факт picture
The Financial Times: Холодная война закончилась, примите этот факт picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент США Джордж Буш может найти гораздо более полезное применение миллиардам долларов, которые он собирается потратить на ПРО. Он может вложить деньги в превращение России в страну, в которой будет преобладать сила закона, будут функционировать демократические институты, и будет действовать рыночная экономика. Пока еще ничего из этого не стало реальностью.

"Холодная война" закончилась 10 лет назад, с провалом попытки руководителей советской коммунистической партии, КГБ и Красной Армии сместить Михаила Горбачева. Через три дня, в пьяном замешательстве они оставили свои усилия.

Может быть, их попытка и провалилась, однако они завершили то, что начал делать г-н Горбачев, и обеспечили окончательный развал империи Иосифа Сталина. В эти три дня Москва потеряла последние надежды на то, чтобы остаться сверхдержавой в противовес США. С тех пор Америке никто не противостоит.

И все же, кажется, нам еще очень трудно свыкнуться с реальностью, что "холодная война окончилась". Это был образ мыслей, а не просто ядерное противостояние. Психология конфронтации глубоко укоренилась в нашем мышлении, и в Америке и в Европе.

Мы до сих пор нежно говорим "Запад", подразумевая, что где-то есть враждебный "Восток". И занимаемся поисками новых противников и угроз национальной безопасности, которые могут оправдать непрекращающиеся военные расходы.

Похоже, именно в этом и заключаются амбициозные планы президента Джорджа Буша (George W. Bush) построить фантастически дорогую систему противоракетной обороны. ПРО предназначена для противостояния опасности, исходящей от "государств-изгоев", к которым обычно относят Иран, Ирак или Северную Корею, угрожающую США одной единственной ракетой. При близком рассмотрении это все выглядит нереальным. Даже такие люди, как Саддам Хусейн (Saddam Hussein) обычно не склонны к самоубийству.

Противоракетная оборона - единственный наиболее важный приоритет администрации г-на Буша. Сторонники ПРО утверждают, что она является проявлением нового мышления, реакцией на новую реальность ядерного распространения в современном мире. И все же это звучит тревожно, похоже на старое мышление, базирующееся на реалиях "холодной войны", или по крайней мере на ностальгии по этому периоду

Проблема заключается в том, что противоракетная оборона означает разрыв или существенное изменение Договора по ПРО, подписанного Вашингтоном и Москвой в 1972 году. Это то, чего многие республиканцы желали практически с момента его подписания.

"Он (Договор - прим. пер.) несомненно должен быть заменен, - говорит курирующий вопросы контроля за вооружениями и международной безопасности заместитель госсекретаря США Джон Болтон (John Bolton), являющийся активным сторонником ПРО. - Договор написан так, чтобы предотвратить создание противоракетной обороны, а ее именно мы и хотим создать. Мы надеемся убедить русских совсем отказаться от Договора".

Есть шансы, что президент Владимир Путин в конце концов пойдет на сделку, хотя и попытается получить за свое согласие высокую цену. Однако дело не в этом. Проблема заключается в обосновании необходимости ПРО, и в том, как такая система повлияет на будущий ядерный баланс.

Похоже, за стремлением построить ПРО лежат два фактора, и ни один из них не имеет отношения к государствам-изгоям. Один фактор - это глубокая эмоциональная привязанность к идее противоракетной обороны, рожденная в расцвет "холодной войны" в 60-х годах в консервативном крыле республиканской партии. Другой фактор - страх перед Китаем.

Генерал Брент Скоукрофт (Brent Scowcroft), бывший советником по вопросам национальной безопасности при двух президентах-республиканцах, Джеральде Форде (Gerald Ford) и Джордже Буше-старшем, назвал ПРО "крестовым походом" республиканцев. На этой неделе в интервью в программе "Аналитика" на ВВС он признал, что идея ПРО получила огромный "эмоциональный багаж" от "звездных войн" президента Рональда Рейгана (Ronald Reagan).

Яростное сопротивление республиканцев президенту Биллу Клинтону (Bill Clinton) вдохнуло в программу новую жизнь, говорит генерал. Отсутствие энтузиазма у г-на Клинтона "снова вызвало эмоции и придало идее вид крестового похода ┘ который республиканцы, судя по всему, выиграли не без помощи нескольких ракетных испытаний, проведенных Северной Кореей".

Отсюда и исходит вторая движущаяся сила (идеи ПРО - прим. пер.). "Эта мысль не очень часто озвучивается, однако вы можете рассматривать Северную Корею как своего рода ширму для Китая, - говорит научный сотрудник Фонда Карнеги Джозеф Циринционе (Joseph Cirincione). В этой администрации очень многие ┘ думают, что в ближайшие 20-30 лет война с Китаем очень вероятна, возможно, даже неизбежна. Они считают, что Китай бросит нам вызов, и нам лучше быть готовым к этому".

Об опасности этой точки зрения предупреждает в своей последней книге бывший госсекретарь при президенте Ричарде Никсоне (Richard Nixon) Генри Киссинджер (Henry Kissinger). "Ястребы" рассматривают Китай "как низко морального неизбежного противника", и полагают, что вследствие этого США должны действовать "не как стратегический партнер, а так, как они действовали в отношение Советского Союза во время "холодной войны" - в отношении противника", - говорит Киссинджер. Он полагает, что такая стратегия просто приведет к тому, что весь мир объединиться против США.

Сторонники ПРО утверждают, что она создается не для защиты от Китая. "Мы не считаем, что они (китайцы - прим. пер.) должны опасаться противоракетной обороны, - говорит Джон Болтон. Она не направлена против них. В конце концов, это же оборона".

С другой стороны, генерал Скоукрофт опасается, что Китай отреагирует на ПРО ускорением своей ракетной программы, а также переходом на мобильные ракеты и на боеголовки меньшей мощности. Это в свою очередь побудит Индию и Пакистан активировать свои ядерные программы.

Генерал Скоукрофт видит раскол в администрации. "Если в этой администрации и есть настоящие разногласия, то они касаются Китая, - считает генерал. - Эти разногласия происходят между теми, кто рассматривает Китай как государство, неуклонно превращающееся в главную угрозу безопасности США, и между теми, кто считает Китай быстро преображающимся государством ┘ и что это чрезвычайно положительный факт. Я думаю, администрация еще не определилась".

Какой бы путь не избрал Вашингтон, судя по всему, Россия рассматривается во вторую очередь - как средство к достижению цели, но не сама цель.

Несмотря на то, что никто не может представить, что Россия будет использовать свой дряхлеющий арсенал ядерного оружия с агрессивными намерениями, она остается одним из наиболее вероятных источников распространения (ядерного оружия и технологий - прим. пер.) в нищие и нестабильные страны. А ее оружие или ученые будут проданы тому, кто предложит большую цену.

Все вышесказанное позволяет предположить, что г-н Буш может найти гораздо более полезное применение миллиардам долларов, которые он собирается потратить на ПРО. Он может вложить деньги в превращение России в страну, в которой будет преобладать сила закона, будут функционировать демократические институты, и будет действовать рыночная экономика. Пока еще ничего из этого не стало реальностью, хотя путч в свое время и не удался.