Российские пинкертоны по части борьбы с наркопреступностью бьют себя в грудь, рассказывая о своих выдающихся успехах. Новый министр внутренних дел придерживается несколько иного мнения о их деятельности. Он был удивлен, что милицейские чины проявляют бурную активность в преследовании мелких торговцев наркотиками, оставляя в покое наркобаронов. Впрочем, эта деталь характерна для поведения министерства внутренних дел и на других участках фронта борьбы с преступностью. Здоровенные милиционеры азартно гоняются за стариками, отваживающимися торговать огурцами и капустой, выращенными на своих участках, оставляя в покое настоящих преступников, несмотря на то, что знают о них всю подноготную.
Россия полностью интегрировалась в международный рынок торговли наркотиками. С этой саркастически прозвучавшей констатации начали доклад о своей деятельности в этом году следователи министерства внутренних дел, ведущие борьбу с незаконным оборотом наркотиков. В ходе пресс-конференции, состоявшейся в Москве, они удивляли всех своими противоречивыми заявлениями. Так по их утверждениям, в прошлом году потребление наркотических средств в России значительно выросло, и в то же время свою работу сыщики оценили как "очень успешную". Но больше всего озадачило утверждение, что в России нет наркомафии, есть лишь отдельные небольшие группы, которые ищут контакта с заграницей.
Это тем более удивительно, что совсем недавно новый министр внутренних дел Борис Грызлов потребовал от сотрудников структур по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, наконец-то взяться за крупных организаторов наркобизнеса, а не заниматься без всякой пользы для успеха дела мелкими торговцами наркотиками. В начале июня во время привлекшей всеобщее внимание операции в Астрахани на Волге было изъято 130 килограмм героина, который был спрятан под тонкой древесной стружкой в кузове грузовика, следовавшего в Одессу. Тридцать килограммов этого груза должны были остаться в Астраханской области, предположительно, в качестве "сбора за транзит", предназначавшегося для посредников и представителей органов власти. Однако успех операции в Астрахани можно, скорее, записать в актив спецслужбы ФСБ, чем министерства внутренних дел.
"Нас ругают, хотя мы очень хорошо поработали, - жалуется руководитель подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Константин Ануфриев. - Однако статистика не отражает успехов". Прежде всего, в тесном сотрудничестве с западноевропейскими и американскими службами удалось поставить преграду на пути транзита наркотиков через Россию в Европу и США в то время, как внутренний рынок продолжал расти, сказал он.
По официальным данным, в настоящее время в России насчитывается 2,4 миллиона наркотически зависящих людей, из них 600 000, принимающих героин. Прежде всего, наблюдается рост потребления героина и кокаина. Большая часть наркотиков ввозится из-за границы. Героин, который потребляется в России, почти весь поступает из Афганистана. Однако Ануфриев отказался назвать суммы денег, которые проходят через российский рынок наркотиков, цены на
котором просто ошеломляют.
Так, цена на грамм кокаина за два последних года упала со 180-200 долларов США до 100-150 долларов США в настоящее время. Однако одновременно выросла примерно с 20 долларов США до 25-50 долларов США за грамм цена на героин, который широко распространен в провинции и в регионах, где имеются серьезные социальные проблемы. Эти цифры позволяют легко подсчитать, что оборот российского рынка наркотиков составляет ежегодно несколько миллиардов долларов США.