США намерены сосредоточиться на планах мирного использования атомной энергии. Во имя этого американцам придется жить в постоянном страхе перед угрозой нападения со стороны государств-изгоев, возможности взрыва в нью-йоркском собвее или правительственном квартале Вашингтона ядерного чемоданчика.
Секрет Полишинеля, что американский президент Джордж Буш (George Bush) имеет пристрастие к ядерной энергии. Недавно представленная им Палате представителей программа развития энергетики, среди прочего, предусматривает впервые за последнюю четверть века возобновление строительства новых реакторов. А зарубежным критикам своей политики в области защиты окружающей среды он пытается представить ядерную энергию даже в качестве альтернативы киотскому протоколу: как источника чистой энергии, который не дает выбросов, вредных для земной атмосферы.
И вот теперь планы Буша в отношении мирного атома совершенно неожиданным образом коснулись военной сферы. Речь идет о программе, которая в середине 90-х годов была выторгована его предшественником Биллом Клинтоном (Bill Clinton). Согласно этой программе, Америка и Россия обязались извлечь из боеголовок и обезвредить каждая по 50 тонн ружейного плутония. Однако, как сообщила "New York Times", причем информация на этот счет опровергнута не была, администрация Буша намерена из этой программы выйти.
Стимул для реализации ядерной программы
В то время подоплекой подписания соглашения являлась озабоченность по поводу того, что плутоний из плохо охраняемых российских арсеналов может попасть в руки террористических группировок или, по формулировке американцев, так называемых государств-изгоев. Последним тогда бы было легче производить ядерное оружие и шантажировать Соединенные Штаты. Кошмарная картина того, как ядерная бомба в чемоданчике прячется террористами где-нибудь в Нью-Йорке или Вашингтоне, могла стать реальностью.
С учетом нынешнего состояния технической мысли возможны два варианта обезвреживания плутония. Его можно превращать в топливо для атомных станций или смешивать с высокорадиоактивными ядерными отходами. Этот процесс называется иммобилизацией, ему отдают предпочтение противники ядерного оружия, например представители американского Института контроля над ядерным оружием (Nuclear Control Institute). Однако недостатком обоих вариантов является их большая стоимость. Согласно подтвержденным в начале этого года министерством энергетики данным, превращение 50 тонн американского плутония в топливо будет стоить в три раза дороже, чем это предполагалось ранее. Москва для реализации своей части соглашения была бы вынуждена выложить 1,76 миллиардов долларов США - деньги, которых у русских нет, а американцы и другие богатые государства вопреки прежним ожиданиям тратить такие деньги теперь не желают. Во всяком случае, в последнем бюджете министерства энергетики США выделение денег на иммобилизацию плутония не предусмотрено. Белый дом клянется, что решающим соображением, заставившим его изменить позицию, была действительно стоимость программы. "За тем, что мы вдруг не стали видеть проблемы в том, что где-то валяется именно плутоний, не кроется никакой идеологической подоплеки, - цитирует "New York Times" одного из сотрудников администрации, имя которого не называется. - Такое предположение было бы совершенно неверным".
Правда, одновременно этот человек дал понять, что существует еще один, третий вариант, с помощью которого можно было бы обезвреживать плутоний и который мог бы дать буквально толчок в реализации мирных ядерных планов Буша. Дело в том, что в реакторах атомных станций нового поколения плутоний может использоваться в качестве топлива без дорогих манипуляций с ним. Недостаток этого варианта, как и других предложений администрации Буша, заключается в том, что они не созрели технически, не говоря о том, что еще не было никаких испытаний.
Директор Института контроля над ядерным оружием Том Клемент (Tom Clement) видит в этом плане мало пользы, поскольку считает его, скорее, "фантазией", чем реальным выходом в решении проблемы.