Жуковский, Россия. - Если бы способность выполнять балетные пируэты в воздухе была единственным критерием оценки, тогда драматические прыжки и вращения реактивного истребителя Су-37 "Беркут" можно было считать стандартом для всей авиационной промышленности России. "Этот самолет создан с учетом самых противоречивых характеристик воздушного пространства", - объявил диктор восторженным зритетелям, собравшимся на московском Авиа-шоу, которое состоялось на прошлой неделе.
Российская авиапромышленность, переживающая не лучшие времена, существует надеждой на то, что и она сможет выполнить такие акробатические трюки на земле, в то время как здесь предпринимаются попытки вытащить Военно-воздушные силы из штопора, даже не останавливаясь перед продажей лучших самолетов.
Выйти из спирали будет не так то просто, несмотря на внешний блеск московского аэрошоу. Большинство моделей самолетов хорошо известны: это советские модели, с которых стерли пыль.
Недавние контракты, заключенные с Китаем и Индией, принесли России 3,2 миллиона долларов и позволили ей в этом году достичь постсоветского уровня экспорта. Китай согласился в прошлом месяце на покупку 38 Су-30 за 2 миллиона долларов, а в июне Индия заключила сделку на 10 миллионов долларов.
Не имея каких бы то ни было перспектив на получение новых больших заказов за рубежом, российская авиационная промышленность снова обращает свои взоры на внутренний рынок. Возрождение индустрии самолетостроения позволило бы России модернизировать свои Военно-воздушные силы и построить истребители, которые смогли бы конкурировать с западными аналогами.
Высокие цены на нефть - Россия один из главных поставщиков этого сырья в Европу - означают, что министерство обороны будет иметь в своем распоряжении больше финансовых средств. Новый бюджет на 2002 год, одобренный кабинетом во вторник, предусматривает дополнительные расходы на нужды обороны в размере 1,5 миллионов долларов.
Военный бюджет России на 2001 год равен 7,3 миллионам долларам. Руководство ВВС России намерено выделить из него средства на модернизацию 80 процентов единиц воздушного флота к 2005 году. Тем временем, конструкторские бюро Сухого и "МиГ" предлагают конкурентоспособные модели истребителей пятого поколения, производство которых планируется начать в 2010 году.
"Самолеты устаревают на наших глазах", - сказал Анатолий Корнуков в прошлую пятницу. "За последние 10 лет в российских ВВС не появилось ни одного нового самолета". Только 5 процентов российских самолетов можно отнести к категории "суперсовременных", отметил он. Горючее отсутствует на 49 из 115 военных аэродромов страны.
"Летчики выпускники военных институтов вынуждены идти служить в пехоту, просто потому, для них нет ни самолетов, ни горючего", - говорит Дейл Херршпринг (Dale Herrspring), бывший дипломат и военный эксперт Канзасского государственного университета. Херршпринг в этом году посетил несколько военных объектов.
"Правительство должно предпринять шаги, направленные на поддержку авиационной промышленности, иначе мы не сможем производить самолеты нового поколения", говорит Максим Пядушкин, заместитель директора московского Центра анализа стратегий и технологий. "Мы теряем свой научный потенциал, ученых-исследователей и конструкторов".
Однако некоторые специалисты придерживаются другой точки зрения, они считают, что проблема утечки мозгов преувеличена. "В прессе циркулировали слухи о том, что МиГ мертв, говорили и о том, что инженеры бегут с него, а мы не в состоянии больше строить самолеты", - говорит Лев Большаков, главный специалист по продажам МиГа, после окончания демонстрации кабины МиГа-29 потенциальному покупателю из южной Африки.
На открытом рынке наши истребители конкурентоспособны по причине низких продажных цен. "Если бы цена была единственным критерием, весь мир лежал бы у наших ног", - говорит Большаков. "Однако здесь немаловажную роль играет политика".
Политические решения принимаются несколькими восточно-европейскими странами, желающими присоединиться к НАТО. Речь идет о советских МиГах, унаследованных ими после распада СССР. Перед этими странами стоят два возможных выбора: либо подогнать МиГи-29 к стандартам НАТО (более дешевый вариант) или закупить новые/использованные американские или шведские самолеты по более высокой цене.
Многие страны выбирают более дорогие западные самолеты, несмотря на существующую практику модернизации МиГов, реализуемую МиГом и западноевропейской компанией по производству аэробусов ЕАDS. Например, Германия, унаследовавшая восточногерманские МиГи, решает проблему их модернизации именно таким образом. "Мы говорим (России), что единственная возможность двигаться вперед - развивать сотрудничество с западными компаниями", делится своей точкой зрения Вольфганг Алдаг (Wolfgang Aldag), директор по продажам представительства компании EADS в Германии.
По оценкам экспертов, в мире в настоящий момент насчитывается 1500 МиГов - 400 из них или около того можно модернизировать именно таким более экономичным образом, однако такие кандидаты на вступление в НАТО, как Венгрия, Болгария и Польша не очень расположены к этому. Премьер-министр Венгрии заявил о том, что МиГи-29 превращают страну в "белую ворону" (дословно: в поврежденный самолет - прим. пер.) НАТО.
"Конечно, дешевле модернизировать существующий воздушный флот, однако приобретая западные самолеты, они могут рассчитывать на определенную поддержку Запада", - считает Пядушкин. "Это не коммерческий выбор, а политический".
"Сухой", на долю которого в прошлом году пришлась половина от общего объема продаж российского оружия, избрал другой курс. На авиашоу он демонстрировал самолеты сельскохозяйственного назначения и сверхзвуковой реактивный самолет для бизнесменов стоимостью 70 миллионов долларов. На прошлой неделе он также подписал большой контракт с американским "Боингом" и "Илюшиным" на строительство гражданских самолетов для внутреннего российского рынка.
"Мы готовы производить гражданские самолеты", говорит Юрий Щербаков, главный уполномоченный представитель "Сухого". В военном секторе ┘┘у нас нет никаких перспектив".