Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему США должны выходить из договора по ПРО?

Мы находимся на пороге великих возможностей, если сумеем совместить свое положение мирового лидера с навыками и способностями, которые находятся в нашем распоряжении

Почему США должны выходить из договора по ПРО? picture
Почему США должны выходить из договора по ПРО? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недостаточно довольствоваться тем, что Россия и Китай в настоящий момент не могут позволить себе увеличить собственные оборонительные потенциалы. Они могут предпринять попытки в этом направлении. Этот процесс приведет к тому, что США принесут в жертву стабильность без каких бы то ни то ни было серьезных оснований. Альтернативы предсказуемости, прозрачности и необратимости, которые несут с собой формальные договоры о сокращении ядерного оружия, нет

Одностороннему выходу США из существующего договора по ПРО существует альтернатива, и она не исключает системы ПРО. Эта возможность состоит в следующем: администрация Буша (Bush) предлагает только защиту от ограниченных атак со стороны государств-изгоев. Россия недавно продемонстрировала готовность обсуждать оговоренные в договоре по ПРО ограничения в области оборонительных вооружений, если при этом будет сокращен потенциал наступательных ядерных вооружений. Это альтернатива, которую не следует игнорировать.

Российские военные выступают за сокращение стратегического ядерного арсенала в виду высоких затрат на его содержание и оплату людских ресурсов. Мы можем сократить свой потенциал ядерных наступательных вооружений, но эти сокращения должны рассматриваться только в связи с внесением поправок в договор по ПРО. Нет никакой необходимости при сокращении нашего ядерного потенциала (даже в одностороннем порядке) отказываться от явных преимуществ, которые предоставляют условия договора по ПРО. Речь идет о возможностях проверки, прозрачности и переговорах, основанных на взаимном доверии.

В течение почти 30 лет договор по ПРО способствовал сохранению стратегической стабильности и поддержанию мира, ограничивая возможности разработки и размещения систем защиты от стратегических наступательных вооружений. Эти ограничения в свою очередь гарантировали, что Москва и Вашингтон в качестве краеугольного камня международной стабильности рассматривают принцип взаимного уничтожения. По всему, США и Россия планируют и в дальнейшем сохранять значительные, даже в случае сокращения, потенциалы ядерного оружия. При такой постановке вопроса взаимное уничтожение - неизбежный элемент стабильных отношений между двумя главными ядерными державами, независимо от того, рассматривают ли они себя как стратегических партнеров или противников.

Концепция взаимного сдерживания в меньшей степени зависит от политики, чем от того факта, что в распоряжении США и России находится достаточное количество стратегического ядерного оружия, чтобы многократно уничтожить друг друга. Если концепция взаимного ядерного сдерживания по-прежнему доказывает свою эффективность, то не менее важно, чтобы договор по ПРО с внесенными в него поправками оставался гарантом стабильности в мире. Договор по ПРО играет ключевую роль в обеспечении стабильности в отношениях между двумя самыми сильными ядерными державами.

Таким образом, обновленный договор по ПРО по-прежнему отвечает своему назначению - сохранению мира и безопасности, как и 30 лет назад. Он гарантирует стабильность и предсказуемость отношений, в основе которых лежит концепция взаимного уничтожения. Устранение договора вместо внесения в него необходимых поправок создало бы только менее стабильные и менее предсказуемые отношения, основанные на все той же концепции взаимного уничтожения.

Россия и Китай уже заявили о своей готовности сохранить ядерные потенциалы, делающие возможным ответный удар. Они недвусмысленно говорят о том, что в ответ на односторонний выход США из договора по ПРО будут увеличивать свои ядерные наступательные потенциалы, что приведет к значительному снижению общего уровня международной стабильности.

Администрация Буша надеялась минимизировать эту реакцию сокращением своего ядерного потенциала в одностороннем порядке. В то время как эти планы, конечно же, не нанесут вреда международной стабильности, они вряд ли окажут влияние на Китай и Россию и заставят их отказаться от наступательных потенциалов, гарантирующих нанесение ответного удара.

Недостаточно довольствоваться тем, что Россия и Китай в настоящий момент не могут позволить себе увеличить собственные оборонительные потенциалы. Они могут предпринять попытки в этом направлении. Этот процесс приведет к тому, что США принесут в жертву стабильность без каких бы то ни то ни было серьезных оснований. Альтернативы предсказуемости, прозрачности и необратимости, которые несут с собой формальные договоры о сокращении ядерного оружия, нет. Мы не должны рисковать и вкладывать в повышение эффективности системы ПРО значительные суммы денег, необходимые для инвестиций в другие важные отрасли национальной безопасности.

Мы не можем допустить того, чтобы наша страна вступила в период изоляционизма или унилатерализма. Мы - самая сильная страна в мире в моральном, экономическом и военном отношении. Сенат был прав, когда выступал против одобрения Киотских протоколов, поспешно подписанных вице-президентом Гором (Gore), и президент Буш прав, когда пытается внести изменения в эти протоколы. Эти протоколы, подписанные при администрации Никсона (Nixon) можно и нужно корректировать другими более сильными договорами. Мы можем стремиться к иной форме мультилатерализма, при котором стороны будут участвовать не только в результатах, но и нести затраты, и расходовать ресурсы.

Мы находимся на пороге великих возможностей, если сумеем совместить свое положение мирового лидера с навыками и способностями, которые находятся в нашем распоряжении. Для этого мы очевидно должны учитывать интересы другой стороны. Неразумно отказываться от очевидных преимуществ, предоставляемых договором по ПРО 1972 года. Мы можем совместить эти преимущества с соответствующими альтернативами в области ПРО.

Мэлвин Лэрд - министр обороны США с 1969 по 1973 год. Он сыграл ключевую роль в ратификации договора по ПРО Сенатом США.