Нью-Йорк, 26 августа 2001 года. "Говорят, что Россия хандрит, - сказал, как обычно, по-французски один русский князь. - Россия не хандрит. Россия собирается с силами". Этим князем был Александр Горчаков, архитектор российской внешней политики в период с 1856 по 1882 год, когда ослабленная поражением в Крымской войне Россия предпочла затаиться, заняться своими внутренними делами и использовать дипломатию вместо конфронтации.
На протяжении ряда лет многие россияне - начиная с бывшего премьер-министра Евгения Примакова -призывают себе в помощники дух этого князя, когда собираются с силами для встречи с миром периода после "холодной войны", который в ряде аспектов напоминает эпоху Горчакова. Тогда, как и теперь, Россия была сфокусирована главным образом на своих внутренних проблемах, в частности, была занята модернизацией своего общества и экономики, все еще серьезно отстававших от Запада. Но Россия сегодня, как и тогда, полна решимости оставаться равноправным членом клуба главных игроков на мировой арене, пусть даже и со слабыми картами на руках.
Другой пример появился на прошлой неделе. Чем больше президент США Буш-младший (George W. Bush) практически в ультимативном порядке давит на Москву в связи с вызывающим острые разногласия вопросом выхода Америки из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, тем больше Россия набирает очков в глазах остального мира, который очень сильно раздражен тем, что ему представляется как американский унилатерализм (политика односторонних действий - прим. пер.).
Некоторые высказывания Вашингтона за последние полгода создают чувство озабоченности в мире, что особенно заметно в России, Китае и Европе, - заявил на условиях анонимности один высокопоставленный специалист по России в администрации Буша-младшего, - и россияне пытаются играть ведущую роль в разжигании этой глобальной озабоченности".
Россия не в первый раз пытается извлечь максимальную выгоду из казалось бы проигрышной ситуации. В этом году она использовала старые связи с Северной Кореей, чтобы вклиниться в дебаты по поводу так называемых "государств-изгоев". А в 1999 году особые российско-сербские отношения позволили Москве сыграть одну из ключевых ролей в прекращении вооруженного конфликта из-за Косово.
В отличие от своего экстравагантного предшественника, Бориса Ельцина, нынешний президент России Владимир Путин доказал, что лучше владеет искусством прагматической игры Горчакова. Во-первых, он умеет выражать свои мысли, а, во-вторых, не делает секрета из слабостей России. Фактически, выступая с речью в прошлом году, г-н Путин поставил "прагматизм" на второе место в числе трех главных принципов российской внешней политики (двумя другими были названы "национальные интересы" и "экономическая эффективность").
"Риторика эры Ельцина действительно исчезла, - заявил немецкий политолог Карл Кайзер (Karl Kaiser). - Это другая Россия, более реалистичная и более заслуживающая доверия". В отличие от г-на Ельцина, время работает на г-на Путина, которому помогают держаться у власти высокие рейтинги популярности у себя дома. "Как молодой и энергичный руководитель он чувствует, что ему не следует проявлять поспешность, - сказал Марк Медиш (Mark C. Medish), бывший советник по России в администрации Клинтона (Clinton), - и ему следует использовать системный подход ко всем делам. Он - современный человек, который аналитически подходит ко всем делам, используя критерий "стоимость-эффективность".
Странствующий г-н Путин (в первый год своего пребывания у власти он совершил 18 зарубежных вояжей) использует свои поездки заграницу и целый поток иностранных визитеров в Москву для того, чтобы определиться со статусом России (на мировой арене - прим. пер.). Он разобрался со старыми долгами (Куба), восстановил отношения с прежними союзниками (Вьетнам) и проверил на прочность новые связи (Иран). Он также придал более высокий приоритет отношениям с ближайшими соседями России - шаг, который ставит вопрос о российском господстве, но также отвечает на вопрос об озабоченности Москвы наличием угроз ее безопасности в приграничных регионах. "Целью (политики г-на Путина - прим. пер.) является создать у Ближнего Зарубежья впечатление, что Россия по-прежнему действует как великая держава", - сказал специалист из администрации Буша-младшего. - Это способствует росту международного уважения и уменьшает вероятность вмешательства в дела (России) со стороны других держав. Тем самым создаются необходимые внешние условия для восстановления внутренней структуры страны".
В случае с Северной Кореей Россия выступает ныне в роли посредника в периодически прерываемых и возобновляемых переговорах между Вашингтоном и Пхеньяном по вопросу прекращения пусков (северокорейских) баллистических ракет. Этот вопрос имеет очевидные выгоды для Москвы, поскольку она потенциально способна нейтрализовать один из критически важных аргументов в пользу необходимости национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США, которую проталкивает администрация Буша-младшего. Некоторые специалисты доказывают, что, выступив в роли посредника, Россия всего лишь подала сигнал того, насколько сильно упали ее шансы. В конце концов, отмечают они, главной целью странной поездки на поезде через всю Сибирь, предпринятой этим летом Ким Чен Иром (Kim Jong Il), было послать сообщение Вашингтону. Однако, мог бы заявить современный горчаков, даже в случае, если Северная Корея - или Китай - разыгрывает российскую карту, кому какое дело? Это означает, что Россия все еще не вышла из игры, и, как можно утверждать, является все более изобретательным игроком. Именно такое впечатление г-н Путин произвел на членов администрации Клинтона в 2000 году, когда после посещения Пхеньяна он впервые предложил себя на роль посредника. "Он ухватился за возможность стать информационным брокером", - сказал г-н Медиш. - Россиянам это льстило, потому что тем самым он ставил их в конструктивную позицию".
В первые дни пребывания у власти администрации Путина некоторые специалисты высказывали предположение, что он в своих отношениях с Западом, возможно, предпочтет сотрудничество конфронтации - и тем самым станет представлять (для Запада) более серьезный вызов. "Он сделает так, что Россию не будут обвинять в конфронтации", - предсказывалось в одном документе Центра изучения России и Евразии весной 2000 года.
Безусловно, в своих отношениях с Западом г-н Путин в основном предпочитает путь сотрудничества. Одним из его первых официальных шагов было проталкивание через Государственную Думу закона о ратификации Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, что было больше, чем удалось сделать американцам. Россияне активно противятся намерению американской администрации отказаться от Договора по ПРО, но даже в этом случае в своих публичных заявлениях избегают прямых обвинений, которые были характерны не только для эпохи "холодной войны", но и для эры Ельцина. Разумеется, имеется прагматичное обоснование для умеренного тона высказываний. Россияне все еще надеются договориться о глубоких сокращениях американских и российских ядерных арсеналов - что является одной из долговременных целей Москвы. "Москва не поддержала радикальных высказываний Пекина по вопросу противоракетной обороны, - сказал г-н Кайзер, - потому что хочет сохранить для себя возможность заключения сделки с Соединенными Штатами Америки". Еще посмотрим, что получится с этой сделкой. Но некоторые специалисты сходятся во мнении, что России удалось набрать очки, особенно в Европе, как более разумной из двух держав. "Нам удалось сделать так, что Россия выглядит скорее конструктивной, чем обструктивной, - заявил г-н Медиш.
Однако война в Чечне бросает тень на российский имидж за рубежом. В некоторых частях Центральной Европы и Прибалтики все еще свежи воспоминания о советской оккупации. Но в важности России для Европы никто никогда не сомневался - пусть даже в силу географических соображений. И вот теперь г-н Путин сделал Европу центром своих дипломатических усилий, что представляет собой значительный отход от советских дней, когда Москва проверяла силу своего влияния на развивающемся мире. Ранее в этом году Европейский союз и Россия заключили соглашение об образовании "общего экономического пространства", начали диалог по вопросам энергетики и, что наиболее интересно, по вопросам предотвращения международных кризисов, что ставит на повестку дня возможность совместных усилий по ликвидации "горячих точек" на нашей планете. "Это - нечто весьма существенное, - сказал г-н Кайзер, - и качество отношений таково, что позволяет рассчитывать кое-чего достичь".