Полная открытость действий по подъему подводной лодки "Курск" со дна Баренцева моря знаменует собой долгожданные изменения в отношении российских военных к остальной части общества. Год назад гибель лодки сопровождалась совершенной секретностью. Сегодня виден четко различимый прогресс, хотя основные вопросы, такие, как причина трагедии, еще остаются без ответа.
Как бы то ни было, для того чтобы заставить российские вооруженные силы идти в ногу со временем, потребуется гораздо больше, чем прогресс в сфере связей с общественностью. Кремль почти 10 лет боролся за модернизацию многочисленной, испытывающей недостаток финансирования и деморализованной бывшей Красной Армии. Президент Владимир Путин кажется готовым провести определенные реформы вооруженных сил. Однако фундаментальные реформы еще не стоят в повестке дня.
Сергей Иванов, близкий помощник Путина, назначенный на пост министра обороны в апреле этого года, не потратил много времени на то, чтобы представить четкий план, предусматривающий сокращение 365 тысяч военнослужащих из общей численности в 1,2 миллиона человек, приведение в подобающее состояние системы управления войсками и налаживание снабжения армии новыми видами вооружений. В течение 10 лет он хочет увеличить расходы на закупку техники и вооружений с 30% в настоящее время до 50%.
Г-н Иванов уже ввел жесткий финансовый контроль. Он также далеко продвинулся в важном деле сокращения 90 тысяч военнослужащих в первый же год своего пребывания в должности министра обороны. Но остаются нерешенными многие другие вопросы, в частности вопрос об обязательной воинской повинности. Эта система бесполезна и непопулярна, однако она продолжает существовать, потому что офицеры считают, что она позволяет иметь дешевый источник живой силы.
Что важнее, г-н Путин и его коллеги пока еще не определили до конца роль своих вооруженных сил. Россия не может себе позволить многоцелевые вооруженные силы советского времени. Она по-прежнему придерживается доктрины исключительно дорогостоящего ядерного устрашения, но в то же время хочет иметь обычные вооруженные силы, способные решать задачи в локальных конфликтах вроде того, что происходит в Чечне.
Кремль пока еще не признает, что единственный способ должного финансирования этих обычных вооруженных сил - сократить ядерные силы куда значительнее, чем это делалось ранее по условиям соглашений о сокращении вооружений, заключенным с Соединенными Штатами Америки. Западу следует помочь, предложив сократить свои собственные арсеналы. И США, и Россия все еще имеют куда больше ядерных зарядов на стратегических носителях, чем необходимо для ядерного Армагеддона, - и значительно больше, чем имеет Китай, следующая по значимости ядерная держава мира. Предложение администрации Буша-младшего (George W. Bush) отказаться от Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года должно быть увязано с планами дальнейших двусторонних сокращений ракетно-ядерных систем оружия.
Но России самой необходимо принять решение о том, какую наилучшую оборону она может себе позволить с учетом ограниченных экономических ресурсов. А для этого ей необходимо определиться с приоритетами. Улучшения условий содержания будет явно недостаточно.