Москва, 27 августа 2001 года. Штормовая погода в Баренцевом море в прошлое воскресенье вынудила водолазов, занятых в операции по подъему подводной лодки "Курск", в очередной раз прекратить работы. Растут сомнения в том, что лодку удастся поднять до наступления зимы. Из-за плохой погоды не смогли выйти в море два судна, которым определена критическая роль в операции по подъему "Курска": баржа с оборудованием для отрезания носовой части лодки и один из двух понтонов, которые должны доставить "Курск" в сухой док под Мурманском.
В воскресенье официальный представитель ВМФ России впервые признал, что подводную лодку едва ли удастся поднять до 24 сентября с.г. (ранее планировалось сделать это не позднее 15 сентября). Начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак в интервью телевизионному каналу РТР заявил, что подъем, возможно, состоится 29 сентября, а в начале октября "Курск" доставят в сухой док. Однако ему противоречит представитель ВМФ по связям с общественностью Дмитрий Бурмистров, который утверждает, что никаких задержек нет, и все работы выполняются по графику.
Ранее отмечались неоднократные задержки в выполнении ряда важнейших этапов операции, связанные с проблемами с оборудованием и с плохой погодой. К примеру, по графику планировалось к концу прошлой недели завершить проделывание 26 технологических отверстий в корпусе лодки, однако по состоянию на воскресенье остается проделать еще четыре отверстия. К этим отверстиям должны крепиться кабели, которые будут опущены с баржи водоизмещением 5500 т для подъема "Курска". Выход этой баржи из порта в Нидерландах запланирован на ближайшие дни.
Поврежденную носовую часть лодки, где расположен торпедный отсек, планируется отрезать от остального корпуса ввиду опасений, что при подъеме она может отломиться. Возможно, ВМФ России поднимет ее позднее. Ранее в этом месяце представитель ВМФ по связям с общественностью заявлял, что отрезание носовой части начнется 18 августа. Неделей позже была названа дата 20 августа. Однако баржа с оборудованием для отрезания носовой части лодки все еще стоит в норвежском порту Киркенес. Пресс-секретарь участвующей в спасательной операции голландской фирмы Mammoet Вячеслав Захаров в прошлый понедельник сообщил, что руководители операции надеются, что носовая часть лодки будет отрезана к 5 сентября.
Аналитик проблем радиационной безопасности из российской природоохранной организации "Зеленый Крест" Владимир Кузнецов в интервью в прошедшие выходные сообщил, что российские власти, по-видимому, мягко подготавливают общественность к новости, что подводная лодка не будет поднята в этом году, если вообще ее когда-нибудь поднимут. Аналитик норвежской природоохранной группы Bellona Игорь Кудрик с этим согласен. "Вполне вероятно, операцию прекратят в очень скором времени, и лодка останется лежать на дне до следующего года, - заявил г-н Кудрик. - Нужно понимать, что это уникальная операция, которая таит в себе множество непредсказуемых и опасных моментов".
Представители ВМФ России неоднократно отвергали высказывавшиеся опасения, что во время подъема "Курска" может произойти взрыв остающихся на борту ракет или торпед, или что возникнет нештатная ситуация в ее атомных реакторах. Представители ВМФ утверждают, что на борту лодки не осталось невзорвавшихся торпед, но г-н Кудрик в этом сомневается. "Никто не может предсказать, что произойдет, когда они начнут отрезание носового торпедного отсека лодки", - заявил он.
По мнению г-на Кудрика, еще большие опасности поджидают участников операции при заведении лодки в док. "Она очень велика. На ней два атомных реактора и 12 боевых ракет, - сказал он, - и все это окажется всего в 3 морских милях от города Мурманска". Российская комиссии, расследовавшая катастрофу с подводной лодкой "Курск", не опубликовала выводов о причине ее затопления, хотя большинство считает, что лодка затонула из-за взрыва неисправной торпеды. Проводимая операция по подъему лодки едва ли прольет новый свет на причину катастрофы, поскольку носовая часть лодки, в которой произошел взрыв, останется на дне моря.
В конце концов, считает г-н Кузнецов, правительство, сославшись на неблагоприятные погодные условия, перенесет операцию по подъему лодки на следующий год. Если же погода улучшится, подъем лодки со дна моря займет от 8 до 12 часов. Потребуется несколько дней, чтобы отбуксировать ее в сухой док.
Когда произошла катастрофа, российские власти поспешили засекретить все данные о ней и нередко давали общественности ложную информацию. Сейчас российские власти предпочитают более открытый подход к освещению операции по подъему лодки, однако скептиков это не успокаивает. "Чуть более года назад, - говорит г-н Кудрик, - русские конструкторы подводных лодок ни за что бы не поверили, что "Курск" может затонуть. Сегодня мы слышим оптимистичные заявления, что все продумано и ничего опасного не произойдет: реакторы останутся нетронутыми, ракеты не запустятся, торпеды не взорвутся, а "Курск" не разломится надвое и не упадет снова на дно. Но можем ли мы действительно им верить?"