Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
У отца и сына одинаковая политика в отношении России

Бушу-младшему не следует повторять ошибок Буша-старшего

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В ходе избирательной кампании в прошлом году Джордж Буш-младший и его советники жестко отзывались о России. Они обещали покончить с медвежьими объятьями с руководителями России и занять бескомпромиссную позицию по отношению к коррупции на самых высоких уровнях, к нарушениям прав человека в Чечне и к распространению российских военных и ядерных технологий в Иран и другие государства-изгои. К сожалению, команда Буша упустила важную возможность определить новую повестку дня.

Эндрю Вейсс - научный сотрудник Совета по внешним сношениям. При администрации Клинтона он являлся сотрудником Совета национальной безопасности и отдела политического планирования Государственного департамента США.

Озвученная 22 августа этого года президентом Бушем (Bush) угроза выйти из договора по ПРО в удобное для Америки время была еще одним напоминаем о практически полной зацикленности администрации Буша на переговорах о контроле над вооружениями при ведении дел с Россией.

После семи месяцев дискуссий о противоракетной обороне и некоторых неуклюжих подлизываний Буша к президенту Путину, команда Буша перестала обращать внимание практически на все другие вопросы американо-российской повестки дня, включая ущемление свободы прессы и жестокость российских войск в Чечне.

Эта зацикленность на контроле над вооружениями и на персоналиях должна казаться знакомой людям, изучающим отношения США и Москвы. В начале 90-х годов Буш-старший уделял много внимания Горбачеву и отдал приоритет американо-советским соглашениям о контроле над вооружениями, в ущерб продемократическим лидерам и их историческим усилиям. По иронии, однажды советнику по национальной безопасности Кондолизе Райс (Condoleezza Rice), бывшей тогда ведущим специалистом Белого дома по Советскому Союзу, успокаивать рассерженного Бориса Ельцина, которому было отказано во встрече и который пытался пройти в Белый дом через западное крыло.

Десять лет спустя мы преимущественно вспоминаем триумфы того периода - падение берлинской стены, существенные сокращения обычных и ядерных вооружений, и волну мирных революций, прокатившуюся по Центральной Европе и бывшему Советскому Союзу. Однако мы забыли менее известные события, например, равнодушное отношение администрации Буша-старшего к стремлению балтийских стран к независимости, даже после устроенной Горбачевым кровавой расправы в начале 1991 года.

Кульминацией этой стратегии стала знаменитая речь Буша-старшего, произнесенная в июле 1991 года, в которой он предупреждал украинский народ об опасности самоубийственного национализма, как раз за несколько недель до того, как он мирно сделал выбор в пользу независимости.

В ходе избирательной кампании в прошлом году Джордж Буш-младший и его советники жестко отзывались о России. Они обещали покончить с медвежьими объятьями с руководителями России и занять бескомпромиссную позицию по отношению к коррупции на самых высоких уровнях, к нарушениям прав человека в Чечне и к распространению российских военных и ядерных технологий в Иран и другие государства-изгои. Что более важно, после восьми лет взлетов и падений американо-российских отношений при администрации Клинтона (Clinton), команда Буша пообещала придать отношениям новый толчок. Путин приветствовал такой подход, дав понять, что он тоже стремится к более прагматичным и предсказуемым отношениям.

К сожалению, команда Буша упустила важную возможность определить новую повестку дня. Вместо этого Буш стал прилагать все усилия к тому, чтобы заставить Россию согласиться на то, что Америка считает насущной задачей дня - на противоракетную оборону и выход из Договора по ПРО. Споры по этому поводу с каждым днем становятся все острее.

Итак, что же говорит нам полузабытая история предыдущих глав отношений США и Москвы? Для начала следует сказать, что внутренние политические процессы практически всегда влияют на события в России и ее отношения с международным сообществом. Таким образом администрация Буша не замечает постоянный откат Путина от демократических реформ на свой страх и риск. Сделка по противоракетной обороне хоть и может быть заключена во время запланированного на ноябрь посещения Путиным ранчо Буша в Кроуфорде, однако тот вред, который Путин наносит первым хрупким росткам плюрализма и гражданского общества в России не может быть возмещен в ближайшем будущем.

Администрации Буша также необходимо бороться с фактом, что Россия, благодаря отчасти неподобающим заигрываниям Путина с такими фигурами, как Саддам Хусейн (Saddam Hussein) и Ким Чен Ир (Kim Jong Il), сейчас находится в большей изоляции, чем когда-либо за весь постсоветский период. Растущее отчуждение России и ее отход от международной линии будут ощущаться в таких чувствительных областях, как Ближний Восток и Балканы.

Без большей активности и определенных задач повестка Буша рискует превратиться в окаменелый отголосок политики времен конца "холодной войны", не воспринимающий новые угрозы и задачи.

Десять лет назад подходы администрации Буша-старшего были разрушены вследствие провалившегося путча, направленного против Горбачева. Остается надеяться, что те ошибки заставят команду Буша-младшего разработать повестку дня, реально отражающую реалии мира после окончания "холодной войны".