Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ширак готов принять американскую ПРО, но с оговорками

Президент инструктирует французских послов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В своём выступлении президент Франции Ширак выдвинул инициативу проведения консультаций с участием всех пяти ядерных держав по вопросу планов Вашингтона развернуть систему противоракетной обороны. Он по-прежнему не желает быть штафиркой для США и НАТО

В своем выступлении президент Франции Ширак выдвинул инициативу проведения консультаций с участием всех пяти ядерных держав по вопросу планов Вашингтона развернуть систему противоракетной обороны. Он по-прежнему не желает быть штафиркой для США и НАТО.

Вчера в Париже министр иностранных дел Ведрин (Vedrine) открыл ежегодную конференцию французских послов за рубежом. При этом глава французской дипломатии в очередной раз бросил в адрес Соединенных Штатов упрек в чрезмерной склонности к односторонним действиям, что, по его словам, усложняет деятельность Франции, направленную на создание гуманных представлений о глобализации, которая проходит под контролем, а не пущена на самотек. Накануне конференции президент Ширак обратился с пространной речью к той же аудитории. В ней, среди прочего, он вновь остановился на планах Вашингтона по созданию эшелонированной системы противоракетной обороны. Как и в выступлении более двух с половиной месяцев назад, в котором он изложил принципы оборонной политики, президент вновь поднял два вопроса относительно формы и временных параметров реализации американского проекта, которые вызывают сомнения во Франции. Подчеркнув, что не существует рецепта на все случаи жизни, он высказался за продолжение соответствующего диалога с Америкой на двусторонней основе и в рамках НАТО.

Дискуссия пяти ядерных держав

Не выступая прямо против создания противоракетного щита, Ширак вновь напомнил о своих условиях для возможной адаптации оборонной стратегии к новой ситуации, возникшей с окончанием двустороннего противостояния. Усилия международного сообщества, направленные на нераспространение ракетного оружия и оружия массового уничтожения, не должны ослабевать, а военное равновесие с учетом опасности развязывания новой гонки вооружений должно, по его мнению, поддерживаться по возможности на низком уровне. Ширак, говоря о необходимости сохранения основополагающих принципов американо-советского Договора по ПРО от 1972 года, предусматривающих ограничение систем противоракетной обороны и демилитаризацию космического пространства, что, кстати, уже давно нарушается, потребовал от Вашингтона и Москвы больших усилий в области разоружения. Одновременно глава французского государства выдвинул предложение о проведении консультаций не только между Америкой и Россией, а с участием всех пяти ядерных держав, включая Китай, Великобританию и Францию.

Наряду с изложением своих представлений по поводу обострения ближневосточного конфликта, отношений с Африкой и глобализации президент подробно остановился на вопросах европейской политики. Старый свет до сих пор представляет собой экономического гиганта, политический вес которого по-прежнему не соответствует подобающему ему месту в мире. В качестве средства для настоящей европейской самоидентификации он в очередной раз предложил разработать европейскую конституцию. За более тесную интеграцию он выступил лишь в некоторых областях. Это касается миграционной политики и политики в отношении беженцев, борьбы с преступностью и торговлей наркотиками, с проституцией. Что же касается усиления дееспособности Европейского союза (ЕС) в вопросах внешней и оборонной политики, повелитель из Елисейского дворца, напротив, не захотел отходить от классической французской позиции, предусматривающей сотрудничество на правительственном уровне. Это в очередной раз показало границу, до которой Франция считает возможным интегрироваться в ЕС, даже если Ширак, как это было в его речи в берлинском парламенте более года назад, вновь говорил об авангарде или группе государств-первопроходцев, заинтересованных в интеграции после расширения ЕС.

Силы быстрого реагирования ЕС для ООН

С особым удовлетворением президент говорил о прогрессе в вопросах сотрудничества государств-членов ЕС в области военной политики, в результате которого в конце года должен появиться корпус быстрого реагирования численностью 60 000 человек. Ширак выступил с инициативой предоставить эти силы в распоряжение ООН для использования в акциях по поддержанию мира. В связи с наличием общеизвестных трудностей, связанных с формированием и доставкой подразделений "голубых касок", такой вклад европейцев, который бы был оформлен соответствующим соглашением с ООН, имел бы решающее значение для своевременного начала операций по поддержанию мира еще до того, как к ним подключатся военные контингенты других стран- членов ООН. В основе этого предложения относительно будущего использования сил быстрого реагирования под эгидой ООН лежит, очевидно, стремление французов по возможности не давать забывать о праве на самостоятельность Европы в подобных инициативах в военной сфере от Североатлантического альянса и Америки. Однако то, что в нынешних военных реалиях, учитывая имеющийся разведывательный и транспортный потенциал, такая самостоятельность вряд ли возможна, Франция зачастую целенаправленно замалчивает.

Высокую оценку Ширака заслужила только что начавшаяся операция НАТО "Essential Harvest" в Македонии. Впервые более чем за десятилетие балканского кризиса проводится по-настоящему профилактическая дипломатическая акция, сказал французский глава государства, использовавший случай, чтобы высказать щедрую похвалу в адрес французов и европейцев. Как долго действительное развитие событий в Македонии будет отвечать такой оценке, осталось, между тем, полностью неясным. Ширак подтвердил свое намерение отправиться в ближайшее время с официальным визитом в Белград. Балканским государствам он нарисовал не определенную по времени перспективу возможности их вступления в Европейский союз, если те встанут на путь мирных переговоров и глубоких реформ.