Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Конкурент Лукашенко полон решимости

╚Мы выведем на улицы людей╩

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Главный соперник Александра Лукашенко на предстоящих 9 сентября в Белоруссии президентских выборах Владимир Гончарик не намерен мириться с фальсификацией их результатов. А в том, что такое может произойти, он почти не сомневается. Оппозиция, которая подвергается в стране гонениям, назвала 61-летнего Гончарика своим единым кандидатом на пост белорусского президента

Главный соперник Александра Лукашенко на предстоящих 9 сентября в Белоруссии президентских выборах Владимир Гончарик не намерен мириться с фальсификацией их результатов. А в том, что такое может произойти, он почти не сомневается. Оппозиция, которая подвергается в стране гонениям, назвала 61-летнего Гончарика своим единым кандидатом на пост белорусского президента. Ниже - его интервью газете.

"SZ": Вы хотите стать президентом Белоруссии. Есть ли у Вас хоть какой-то шанс?

Гончарик: Конечно. И шансы растут. Это видно по тому интересу, который избиратели проявляют к встречам со мной.

"SZ": Пойдет ли Александр Лукашенко на все, чтобы помешать Вашей победе?

Гончарик: Да он сделает все возможное для этого. Существует специальное подразделение, которое занято слежкой за мной. Люди из него контролируют мои встречи, организуют провокации. Особенно нас настораживает то, что это подразделение возглавляет офицер, имя которого упоминается в связи с исчезновением политиков от оппозиции.

"SZ": Как Вы будете реагировать на массовую фальсификацию результатов выборов?

Гончарик: Всеми возможными средствами. Мы будем также обращаться к людям, чтобы они вышли на улицы.

"SZ": Многие ли последуют этому призыву?

Гончарик: Если мы поработаем, то люди выйдут на улицы. Они начинают прозревать. Поэтому мы образовали коалицию. Если мы будем тесно сотрудничать и доводить до людей правду, хотя это и тяжело, многие задумаются.

"SZ": Лукашенко сравнил ситуацию в Белоруссии с ситуацией в Югославии? Это справедливо?

Гончарик: Нет. В Югославии шла война. Кроме того, оппозиция там получала большую поддержку извне. У нас, к сожалению, все иначе. Мы работаем в белорусских условиях. Это привычка Лукашенко - вселять в людей страх.

"SZ": В одном из своих телевизионных обращений Вы говорили о выборе между добром и злом. Что Вы имеете в виду под этим?

Гончарик: Это мне посоветовал частный предприниматель. Он верующий человек. Он сказал, что люди не обязательно хотят слышать что-то об экономических реформах. Проще, если сказать им, что политика Лукашенко несет зло. А то, что хотим делать мы, это добро. Для людей это понятней. И это действительно так.

"SZ": А что злого в Лукашенко?

Гончарик: Начиная с того, что он унижает людей нищенскими заработной платой и пенсиями, заставляет людей чувствовать неуверенность в завтрашнем дне, внушает им опасения и страх, и кончая исчезновением людей. Я могу с уверенностью сказать, что сегодняшняя власть запятнала себя кровью. И это зло.

"SZ": Каким был бы Ваш первый шаг, если бы Вы стали президентом?

Гончарик: Мы реабилитируем всех политических заключенных, всех, кто подвергался репрессиям. Мы вернем всех на прежние должности, с которых они были сняты после демонстраций 1995 года. И мы займемся расследованием по поводу судьбы тех, кто пропал без вести. Есть доказательства, что Виктор Шейман (бывший советник Лукашенко по вопросам безопасности, ныне - генеральный прокурор) отдавал приказы на физическое устранение людей. Некоторых от смерти спасла чистая случайность.

"SZ": Лукашенко добился для себя как президента невероятных полномочий. Могли бы Вы использовать такую власть в интересах реформ?

Гончарик: Эта абсолютная власть будет реформирована. Мы создадим нормальный баланс сил и распределим полномочия. Парламент будет осуществлять контроль над деятельностью президента, примерно так, как это предусматривала конституция 1994 года. К тому же мы позаботимся о независимости органов юстиции. Судьи должны не назначаться, а избираться. Мы расстанемся с централизованной властью. Однако сначала, в первый месяц на посту президента, я использую имеющиеся полномочия. Нужно заменить людей, которые скомпрометировали себя.

"SZ": В начале своего президентства Лукашенко вернул советские флаг и герб. Кроме того, он отдал приоритет русскому языку в ущерб языку белорусскому. Изменится ли такое положение вещей, если Вы выиграете?

Гончарик: Лукашенко не только ввел новый герб и похоронил символы белорусского государства, он еще расколол общество. Сейчас оно поляризовано. Существуют два языка. Но мы будем создавать условия для развития национальной культуры и языка. Мы снова введем национальную символику. Выступая перед людьми, я всегда задаю вопрос: знаете ли вы историю Белоруссии? Никто не поднимает руки. Мы изменим это и начнем с детских садов. Мы будет разъяснять, кто мы - белорусы. Мы гарантируем, что другим народностям не придется уезжать из Белоруссии. Многие люди боятся этого.

"SZ": Лукашенко очень близко к сердцу воспринимает союз с Россией. Что будет с этим союзом, если Вы станете президентом?

Гончарик: Лукашенко не заинтересован в этом союзе. По своей натуре Лукашенко оппортунист. Он играет на чувствах людей. Идет разговор о каких-то славянских корнях. Я не против союза с Россией и другими странами. Я лишь спрашиваю себя: что это за союз? Если это союз, который вредит нашим национальным интересам, тогда я против такого союза. Если есть гарантии независимости и демократического развития, тогда я за такой союз. Одним словом, мы посмотрим: выгодно это или невыгодно? В любом случае я против единой валюты. Введение русского рубля означает утрату независимости. Рубль - это не евро.

"SZ": Вы можете себе представить, что Белоруссия становится членом Европейского союза (ЕС) или НАТО?

Гончарик: В нашей программе есть положение, говорящее о том, что мы будем стремиться к вступлению в европейские структуры. Однако один встречный вопрос: Вы верите в то, что нас туда примут?

"SZ": Возможно, это вопрос времени.

Гончарик: Я думаю, этот вопрос сегодня не стоит на повестке дня. Однако надо убрать с дороги все, что мешает нормальным отношениям с ЕС.

"SZ": А что касается членства в НАТО?

Гончарик: Это бы способствовало улучшению наших отношений. Даже Владимир Путин говорит, что он не имеет ничего против вступления в НАТО России. Польша уже в НАТО, скоро там будут и страны Балтии, что остается Белоруссии?

"SZ": Вы - профсоюзный деятель. Разве Вам не должна быть близка "социально ориентированная рыночная экономика" Лукашенко?

Гончарик: Меня часто спрашивают: Вы за капитализм или социализм? У нас все или черное или белое. Я отвечаю, я за социальное государство. Этого требует структура нашего населения. Из семи миллионов избирателей 2,6 миллиона - пенсионеры. Однако на сегодня нет ничего социального в том, что Лукашенко называет рыночным социализмом. Действует принцип уравниловки. Все ждут, что Лукашенко что-то даст им. Он платит пенсионерам, он выплачивает заработную плату. Единственное, что он делает, так это своевременно выплачивает пенсии. Этим он и купил пенсионеров.

"SZ": Как Вы оцениваете нынешнее экономическое положение Белоруссии?

Гончарик: Очень плохо. После выборов будет еще хуже. Напечатано много ничем необеспеченных денег, сделано много пустых обещаний.

"SZ": Что Вы хотите изменить?

Гончарик: Мы перепроверим государственный бюджет, налоговую систему и кредитную политику. Мы снимем ограничения для частного предпринимательства. Я часто встречаюсь с банкирами и предпринимателями. Они ждут сигнала, который придаст им уверенность.

"SZ": Что Вы ждете от Запада?

Гончарик: Многого. Нам потребуются кредиты и инвестиции. Проблема не только в Лукашенко, она заключается в государственной системе. Нет никаких гарантий, что все окажется хуже, чем при Лукашенко. Нам нужны инвестиции, чтобы люди почувствовали улучшение своего положения.

"SZ": У Вас широкая коалиция. Сохранится ли она в случае поражения на выборах?

Гончарик: Было бы ошибкой разрушать ее. Это самое важное, чего нам удалось добиться. Однако в случае нашей победы кто-то уйдет в оппозицию. Но я надеюсь, что никто не станет экстремистом, поскольку у всех будет доступ в парламент.

"SZ": Что будет с Лукашенко после Вашей победы?

Гончарик: Я не буду слабым президентом. Я, быть может, мягкий человек, но я принимаю жесткие решения. С Лукашенко будет так: если его руки не запачканы в крови, он получит все, что положено иметь бывшему президенту.