Переместившись из президентского дворца в камеру, Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic) читает Хэмингуэя, играет в карты с заключенными и помогает им в изучении английского языка.
После лишения власти и престижа бывший президент Югославии совершает ежедневную дневную часовую прогулку во дворе Шевенингенского пенитенциария, слушает ВВС и получает мешки писем, в которых нередки нелестные высказывания в его адрес.
Тим Макфадден (Tim McFadden), тюремный служащий, сообщил о нем The Times следующее: "Он - примерный заключенный. Не могу на него нарадоваться. Хотел бы я, чтобы другие заключенные брали пример с него".
Сегодня Милошевичу предстоит во второй раз появиться перед Гаагским трибуналом, при этом ожидается, что он опять будет оспаривать его легитимность. Макфадден в своем первом полном интервью со времени экстрадиции Милошевича нарисовал портрет совсем другого Милошевича, каким его видят в изоляторе.
По словам Макфадена, Милошевич вежливо разговаривает со служащими изолятора и всегда готов им помочь, даже в тех случаях, когда у них возникают проблемы с английским языком, поскольку свободно владеет им. "Милошевич очень хорошо понимает, что мы не имеем отношения к самому судебному процессу и просто выполняем свой долг. Поэтому между нами не возникает проблем: он знает, что мы здесь для того, чтобы следить за его физическим и эмоциональным состоянием", - говорит Макфадден, в прошлом офицер ирландской армии.
Нельзя сказать, что проблем вообще нет, но те, что есть, - вполне решаемы. Так Милошевич возражал против того, чтобы в его камере всю ночь горел свет во исполнение распоряжения Гаагского трибунала, постановившего вести за ним круглосуточное наблюдение. Теперь за ним наблюдают через камеры с инфракрасным излучением. Он также жаловался, что не хочет разговаривать со своей женой Мирой сквозь стеклянную перегородку. И в этом случае тюремные власти сделали ему послабление. Ему сделали внушение за то, что он дал телефонное интервью компании "Fox News", однако Макфадден не уверен, знал ли Милошевич о том, что этого нельзя было делать. Милошевич отреагировал на замечания в свой адрес так: "Извините. Хорошо. Этого больше не повторится".
Еще примечательнее тот факт, что Милошевич сблизился с другими заключенными, с которыми он поддерживает "свободные и вполне сердечные" отношения. Среди них мусульмане и хорваты, у которых есть все основания поносить так называемого мясника из Белграда и которым самим предстоит отвечать по обвинениям в геноциде, преступлениях против человечества, насилии и пытках.
Первоначально Милошевич не проявлял большого интереса к общению с другими заключенными, однако теперь он играет с ними в карты и обучает их английскому языку. По словам Макфаддена, "он поправляет их или же дает им ежедневно пару-тройку новых выражений". Макфадден говорит также о том, что не видел проявления враждебности по отношению к Милошевичу.